Третий день хожу мимо этой темы, но времени не хватает ответить. А молчать не могу - сама как мама десятиклассницы, бывший учитель и нынешний психолог весьма озабочена состоянием образования в целом (неважно, российское или казахстанское оно - дури везде хватает). Поэтому выделила час и буду высказываться оптом, так сказать, поскольку в розницу не успела поучаствовать в дискусии. )))
Цитата(Ученица @ 31.1.2011, 12:58)

Так вот нам уроков задают выше крыши. 2-4 задания по математике (одна страничка в рабочей тетради), сейчас уже начались примеры на сложение-вычитание. Плюс еще альбом для занятий по логопедии, оттуда тоже еженедельно по 2-3 страницы, на каждой из которых от 6 до 8 заданий, разных: описать словами картинку, прочесть буквы, слоги, разобрать слово по звукам, изобразить звуковую схему слова, сгруппировать буквы по различным признакам, согласование слов (по числам, родам, правда, без этих понятий, основываясь на примерах) и т.д.
Да уж... А возрастную психологию и физиологию сотрудники этого сада хотя бы со стороны обложки видели? Всё, что есть психического в человеке, имеет под собой физиологический фундамент. И пока не созрели определённые центры в мозгу, навязывание задач, решаемых этими центрами, - грубое насилие и над психикой, и над нервами ребёнка. То, что перечислено выше, требует словесно-логического мышления, а у дошкольника - наглядно-действенное и хорошо, если в старшем дошкольном возрасте у некоторых уже наглядно-образное развилось. Да, можно научить ребёнка многому досрочно - вот только цене этого научения мало кто задумывается, а расплата наступает в виде неврозов, нарушения социализация, соматических заболеваний и в прочих разных формах. Всякому овощу - свой срок. Дошкольника достаточно знакомить с предметами и явлениями окружающего мира и как можно лучше развивать мелкую моторику рук. Ну, и физическое общее развитие с закалкой весьма полезны будут. На эту базу потом и наложится успешное освоение школьной программы и сохранность здоровья.
Цитата(Tanechka1973 @ 31.1.2011, 18:40)

правильно! в том-то и дело! что надо ПРИУЧИТЬ к этому!
сам ребенок к пониманию этого никогда не придет!
его надо приучать, а следовательно с малолетсва с ним делать, постепенно, чтобы потом ребенок сам осознавал необходимость выполнения, учения и т.д.
Лучший способ добиться того, чтобы САМ ребёнок НИЧЕГО не делал - это делать с ним уроки изо дня в день. Для формирования навыков самостоятельной учёбы ребёнку надо организовать возможность полноценного учебного процесса - режим сна и отдыха, полноценное питание, возможность прогулок на свежем воздухе и удобное рабочее место. ВСЁ! Остальное должен делать сам ребёнок. Он учится в школе, а не родитель, родитель свои оценки уже получил, свой аттестат уже в шкафчик запрятал. Теперь учится ребёнок - ему и над уроками сидеть. Родители могут проконтролировать факт выполнения-невыполнения уроков, но качество выполнения - это сфера ответственности ребёнка. Можно помочь тем, чтобы обеспечить доступ к информации (книги, интернет, ещё что-то), можно помогать с технической стороной каких-то заданий (например, надо сделать какой-то объёмный макет - помогите с материалами, с инструментами, со сборкой, если она непроста для ребёнка). Но идеи, мозговые штурмы, заучивание и прочее - это всё ребёнку оставьте.
Да, у учителей есть сейчас тенденция перекладывать ответственность на родителей. Но это не основание, чтобы учиться за детей. И не оправдание "совместного приготовления уроков". Уверены, что учитель не додаёт, - идите в школу и требуйте наведения порядка. Но не берите на себя ответственность за оценки ребёнка и его успешное обучение. Формируйте у ребёнка личную ответственность за свои успехи, пятёрки и медали.
Цитата(Sergevna @ 31.1.2011, 18:27)

В Америке есть такое выражение: ребёнок - это ваш капитал. Что вы хотели в него вложить, что вложили в итоге - таковы и дивиденды. Дивиденды достанутся вам и ему самому, а не учителю или ещё кому бы то ни было
Ну, Америка ещё не указ для всего прочего мира, их качество образования весьма сомнительно в основной своей массе. И ребёнок - это не капитал, это отдельный человек со своей жизнью, рождённый не для того, чтобы оправдывать надежды родителей и реализовывать их нереализованные мечты, а чтобы прожить свою жизнь, реализовать свои мечты. И "должен" ребёнок что-то в жизни не родителям, а своим детям, которые, в свою очередь, будут должны своим - и так река жизни будет продолжать течь, а не застопорится в болоте.
А советское образование было сильным. И самой сильной его стороной было то, что оно давало достаточно системные и разносторонние знания. Оно не опережало психическое развитие детей. И поощряло самостоятельность. И, кстати, не надо было особо заморачиваться "выбором предметов" - и без того учителя практически всегда шли навстречу, если ребёнок ясно преуспевал по одним дисциплинам и не тянул другие - закрывали глаза и ставили оценки, "не портящие аттестат". Кстати, не всегда это шло на пользу. Моя подруга, ветеринар от Бога, ещё в школе решила, что "вся эта математика мне ни к чему" - и ей просто ставили четвёрки по точным наукам, потому что по химии, биологии и языкам у неё были блестящие знания. Потом она в институте так же на экономику "плюнула". А потом, когда она стала хозяйкой своей клиники, она начала регулярно танцевать на граблях из-за нехватки математических и экономических знаний, из-за отсутствия привычки мыслить системно и точно. Как ни крути, математика - гимнастика ума.
Как говорил Блонский, занимавшийся проблемами мышления в первой половине прошлого века, "пустая голова не рассуждает". Мышление в пустой голове невозможно, качественное мышление - тем более. И если образование будет таким, что головы детей не будут наполняться разными знаниями во многих областях, то ни о каком "самостоятельном творческом мышлении" в этих головах речи идти не будет. А будет оболванивание и "обыдливание" нации, выращивание примитивно и ограниченно развитых винтиков для государственной машины...
Прошу прощения, если резко высказалась - на реверансах решила время съэкономить, старалась больше по существу сказать. )))