Главная » Оформление вышивки » Оформление работы или его составные

Оформление работы или его составные

Оформление вышивки | 25-12-2010, 02:06

Автор: Mask  При использовании любой части материала и в любом объеме согласование с автором обязательно.

 Великие художники разных эпох не только придавали огромное значение правильному выбору обрамления для своих картин - они делали эскизы элементов багета или даже сами его изготавливали. Леонардо да Винчи, к примеру, считал, что "рама создает специальный ореол вокруг картины, она не должна просто обрамлять - она должна быть с ней единым целым". Наверное, стоит прислушаться к мнению великого Леонардо и подойти к выбору рамы со всей серьезностью. Неважно, что вы хотите обрамить, важно, как это сделать. Прямо скажем, задачка не из легких. С одной стороны, рама должна подчеркнуть неповторимость и индивидуальность произведения искусства, а с другой - быть полноценным элементом декора, объединяющим изображение и тот интерьер, в который оно помещено.

 Оформление работы или его составныеОбрамление появилось на свет одновременно с картиной и составляло с ней одно смысловое и декоративное целое. В эпоху Возрождения оно оформлялось как миниатюрное сооружение с пилястрами по бокам и карнизом. Со временем приобрело более сложные профили, помогая взгляду погрузиться в изображение на холсте. В эпоху барокко, а затем рококо вырезались замысловатые багеты, увитые растениями, плодами, амурами. Строгий конструктивный, функциональный стиль, пришедший на смену модерну в XX веке, придал раме правильные геометрические очертания, лаконичную выразительность и чисто утилитарное назначение.

Мы уже разобрались как выбирать работы для интерьера. Примерно определились и с тем как их размещать. Следующим и не менее важными вопросами становятся: а как работы правильно оформить, на что обращать внимание при оформлении, каким оно должно быть? Чтобы ответить на эти вопросы, поговорим сегодня о составных оформления. Оформление работы или его составныеЭто поможет нам найти не только определиться с выбором способов оформления, но и разговаривать с профессиональными оформителями (багетчиками) на одном языке.

В раму можно заключить практически все: живописное полотно, рисунок углем, старинную гравюру, вышивку, зеркало, исторические документы и письма, антикварные ювелирные украшения, денежные купюры и монеты... Иногда в рамку помещают клеенчатые номерки, которые привязывают на ручку малышу в роддоме. Некоторые поклонники багета используют его в интерьере, обрамляя окна и дверные проемы, делая из багета плинтус и даже имитируя планками лепнину на потолке. А еще багетом окружают плазменные панели и аквариумы, встроенные в стену, - чем не живые картины? Так что смело экспериментируйте!

Полезно знать, что в оформлении произведений искусства существуют определенные традиции. Скажем, живописные работы, выполненные на холсте масляными, темперными или акриловыми красками, обрамляются не так, как, например, произведения графики. К понятию "графика" принято относить почти все, что изображено не на холсте, а на бумаге. Это могут быть рисунки карандашом, сангиной, углем, пастелью, в том числе восковой, тушью, а также гравюры, выполненные в разной технике, эстампы. Ценность этих работ - в их неповторимости, они сделаны рукой художника в единственном экземпляре. Наличие авторской (или не авторской) копии на их ценность не влияет. Другое дело - фотографии, постеры, плакаты, в общем, тиражные вещи. Но и они могут иметь художественную ценность или быть просто дороги вам как память. В любом случае эти изображения нанесены на бумагу и тоже нуждаются в защите и соответствующем обрамлении. И уж совершенно точно отдельным пунктом стоят работы, выполненые самостоятельно в виде коллажей, вышивок, аппликаций и пр.

Профессиональные художники и знатоки живописи справедливо считают, что стекло "смазывает" всю прелесть живой поверхности картины, даже если оно специальное, безбликовое. Исключение составляют музейные полотна особой ценности. Например, знаменитая "Джоконда", хранящаяся в Лувре, защищена пуленепробиваемым стеклом. К слову сказать, технология создания масляной живописи отработана веками и нацелена на длительную сохранность картин. Особенно хорошо выдерживают испытание временем изображения на деревянных поверхностях по левкасу (левкас - специальный грунт, применяемый в иконописи). Основа живописного полотна - это преимущественно льняной холст, натянутый на подрамник. Натянутый холст покрывается грунтом, содержащим мел и различные клеевые составы, - их рецептуру художники иногда составляют сами. На высохший грунт наносится само изображение. Подбирая раму, нужно обязательно учитывать толщину подрамника. А если вы приобрели живопись на холсте, снятом с подрамника (такое случается совсем не редко), понадобятся еще и подходящий подрамник, и услуги по правильной натяжке холста. Натягивать картину на подрамник самостоятельно не рекомендуется - надо знать технологию, и здесь велика опасность повредить красочный слой.

Традиционно живопись не принято убирать под стекло. Высохший красочный слой имеет богатую, насыщенную фактуру, подчеркивающую индивидуальность руки художника. Кроме того, масляная или темперная живопись может быть покрыта защитными лаками, имеющими разную степень блеска. А вот для оформления графических произведений, вышивок, коллажей, батика и других подобных техник стекло как раз необходимо. Кроме него потребуются паспарту, иногда уплотнитель, задник и, конечно же, рама. В зависимости от того, в какой технике выполнено художественное произведение, а также от его размеров, колорита, темы и других данных подбираются, в первую очередь, способ обрамления, цвет, профиль, орнамент и высота багета. Что бы вы ни предпочли - затейливые мотивы в стиле эпохи барокко или строгую алюминиевую рамку, - мысленно "впишите" это в свой интерьер, чтобы потом не удивляться результату. Если вы затрудняетесь с выбором, совершенно естественно спросить совета у сотрудников мастерской - в большинстве случаев там работают люди с художественным образованием. Итак, пора разобраться из чего состоит оформление, а заодно определиться с терминами.  

Багет

В зависимости от формы картины, рама, собранная из багета, может быть прямоугольной, круглой, овальной, шести- или восьмиугольной. Багет   - это расходный материал, планка  . Он различается по материалам и профилю, а также по стилям и цветам. Материалы   - древесина, металл (алюминий) и пластик   - различаются по цене и потребительским характеристикам.

 

Наиболее дорогим и весьма капризным материалом является дерево. Оно боится чрезмерной влаги или сухости, чувствительно к перепадам температуры. И, тем не менее, настоящая рама может быть сделана только из дерева,  единодушное считают все багетчики. Оформление работы или его составные Число вариантов декора и стиля деревянного багета почти бесконечно: подобрать раму возможно и к оригинальной голландской живописи, и к современной графике. Именно поэтому деревянная рама прекрасно вписывается в любой интерьер. Для изготовления багета используют твердые (дуб, яблоня, вишня, орех, рамин, аюс) и мягкие (бальза, сосна, ель) породы древесины. Твердые за счет плотной структуры менее чувствительны к таким внешним факторам, как влажность и температура, что обеспечивает им более продолжительный срок жизни. Они чаще используются для производства тонкого багета. Из скромницы-сосны делают широкие планки. Благодаря пористой структуре ее древесина хорошо держит мастики и специальные пасты для формирования декоративных элементов. Производители наносят на багет до нескольких десятков слоев мастики, имитируя старинные рамы, и даже припудривают его для большей достоверности искусственной пылью. На старинных рамах лепнина выполнялась из гипса, затем ее грунтовали и покрывали золотом или бронзой. Деревянная рама может быть гладкой, профилированной, резной. Она способна сама представлять собой произведение искусства. В старину труд резчика и позолотчика почитался не менее чем ремесло художника. Позолоту для рам стали использовать давно, что во многом связано с символикой золотого цвета - условного и роскошного. Именно нейтральность золота отделяет иллюзорное пространство картины от конкретного жилого пространства.

Оформление работы или его составныеАлюминий наиболее долговечен и прочен, но производят из него в основном узкие прямоугольные рамки без рисунка. Хотя дизайн такого багета не отличается разнообразием, выбор цветов огромен. Мастера считают алюминий скорее офисным материалом, предлагая из него рамы для документов, дипломов, строгой графики, фотографий. Алюминий в доме, по их суровому мнению, годится только для интерьеров в стиле high tech или минимализма. Багет из алюминия очень подойдет для современного интерьера, подчеркнет экспрессию линий, выразительность цветового пятна. Алюминиевые профили выполняются матовыми или блестящими, а также со структурной поверхностью, словно обработанной металлической щеткой.

Пластмасса - недорогой и универсальный материал; разнообразие орнаментов и размеров пластикового багета не ограничено. Оформление работы или его составныеКроме того, рамы из пластика легче деревянных, а выглядеть могут так же, с точностью до деталей (не каждый покупатель "на глаз" отличит деревянную раму от пластмассовой, хотя последняя имеет "мыльный" отблеск). С точки зрения профессионалов, основной недостаток этого "бездушного и холодного" материала - искусственная природа и "неспособность служить достойным обрамлением для настоящих произведений искусства". Для картин действительно большого размера пластмассу использовать не стоит: по определению, это довольно гибкий материал, а значит, может со временем деформироваться. Но для влажных помещений - ванной комнаты, кухни - он подходит, потому что не боится влаги и перепадов температуры.

Профиль багета  - это силуэт, который виден на поперечном срезе планки. Делят профили на классические, обратные и плоские. Классический профиль создает эффект перспективы внутрь картины. Соответственно, обратный профиль дает противоположный эффект, как бы "выталкивая" изображение на зрителя. И совсем никаких "спецэффектов" не дарит плоский профиль - рама из простой декоративной планки.

Есть еще один "подвид" багета. Окантовка, или слип, - это очень узкий багет, который создает дополнительную тонкую рамку между основной рамой и паспарту или между паспарту и изображением. Слип используют, если необходимо усложнить визуальное восприятие художественного произведения.

Как рассчитать длину багета?  Рассчитать длину багета для прямоугольной рамы достаточно просто и самому. Картина измеряется по периметру, затем к длине прибавляется ширина багета, умноженная на 8 (это необходимо потому, что для формирования углов под 45° от багетных планок отрезается 8 угловых кусков, из-за чего внутренние размеры рамы уменьшаются). Скажем, если для картины размером 70×100 см требуется багет шириной 15 см, расчет ведут следующим образом: 70+70+100+100+(15×8)=460 см. 

Стекло

 Стекло защищает художественное произведение от воздействий внешней среды и просто придает работе аккуратный, завершенный вид. В большинстве мастерских вам предложат на выбор стекло нескольких видов: обычное, небликующее матовое, музейное и крилекс. Стандартная толщина - 2 мм.

Обычное стекло благодаря полировке становится почти идеально ровным и прозрачным. И все же это действительно обыкновенное стекло, которое бликует, надежно фиксирует отпечатки пальцев и довольно четко отражает происходящее вокруг, особенно когда на изображении, которое оно закрывает, преобладают темные тона. Тем не менее, это самый дешевый вид стекла (до 250 рублей за 1 м2) и потому наиболее популярный. Тем более, что правильно поставленный свет и элементарное протирание стекла позволяют свести минусы на нет.

Небликующее матовое стекло  дешевле музейного, но дороже обычного. Благодаря особой обработке оно не бликует. Однако та же обработка придает стеклу легкий белесый оттенок. Чтобы рисунок не казался мутным, мастера рекомендуют помещать это стекло вплотную к изображению, прямо на лист, без промежуточного слоя паспарту. Но если речь идет о рисунке углем, сангиной или пастелью, от этого варианта придется отказаться. Квадратный метр такого стекла обойдется покупателю в 650 рублей.

Музейное безбликовое стекло (используется, как ясно из названия, в музеях и галереях) лишено всех перечисленных выше недостатков: его и не заметно на картине, и оно не бликует. Также защищает работу от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей. Стоимость 1 м2 музейного стекла "зашкаливает" за $200.Немецкая фирма NIELSEN производит специальное безбликовое стекло Clear с измененным углом преломления света. Это первый вид стекла с абсолютно прозрачным микропокрытием, благодаря которому не отражается свет. Кроме того, применяют матированное стекло, изготовленное путем нанесения на поверхность микронасечек.

Крилекс - защитное стекло , более распространенное среди профессиональных художников и фотографов, которым приходится возить работы (например, для экспонирования на выставках) с риском повредить при транспортировке. Крилекс сделан по тому же принципу, что и триплекс: 2 слоя стекла, сплавленные полимерной пленкой; при разбивании оно осыпается неострыми осколками, которые не могут порезать лист или ткань. Если у вас есть потребность именно в этом виде стекла, то стоимость его начинается от 350 рублей за 1 м2. Кстати, разбитое стекло - еще одна угроза целостности художественного произведения.

Паспарту

Оформление работы или его составныеПаспарту   - это лист плотного картона с вырезом посредине, служащий дополнительным обрамляющим элементом графического листа. Паспарту выполняет не только декоративные, но и защитные функции: оно подчеркивает и оттеняет изображение, придает ему эмоциональную глубину и визуально отделяет от багета. Защитная функция паспарту - не позволить рисунку прижаться к стеклу, особенно когда "тесный контакт" может повредить изображение (например, если оно выполнено пастелью). Паспарту подчеркивает красоту рисунка и гармонизирует его цветовые взаимоотношения с плоскостью стены. Для наиболееОформление работы или его составные ценных работ используется музейное паспарту - картон, произведенный из стопроцентного хлопка и не содержащий никаких вредных примесей. Стоимость музейного паспарту варьируется от 360 до 1100 рублей и более за лист размером 100×80 см. Для качественных паспарту музейного уровня выпускают специальный цветной картон Bainbrige (фирма NIELSEN ). Есть специальная серия картона той же фирмы с черным срезом Black core . Для антикварных произведений существует серия Teichert с белыми и цветными срезами, предлагаются и специальные тканевые паспарту. Оформление работы или его составныеЗаслуживает упоминания Alphamat artcare  - единственная в мире коллекция специальных консервационных картонов для паспарту, абсорбирующих загрязнители воздуха и предохраняющих рисунки и документы на бумаге от преждевременного  старения.

Оформление работы или его составныеПаспарту может быть обычных простых (стандартных) форм: квадратное, прямоугольное. Паспарту с овальным или круглым вырезом поможет «вписать» работу в прямоугольную или квадратную рамку, что значительно снизит сумму расходы на оформление работы в фигурную раму. Очень интересно смотрятся работы со специальной, индивидуальной вырезкой паспарту. Это позволяет подчеркнуть особенности самой работы и придать неповторимый образ всему обрамлению.

Оформление работы или его составныеОбразцы картона для паспарту обычно выставлены в приемном пункте мастерской. Картон бывает однотонным (цвет лицевой стороны и среза одинаковы) и цветным (срез отличается по цвету от верхнего слоя). Стандартная толщина листа - 1,5 мм, но она может варьироваться от 1 до 10 мм. В одну раму можно вставлять несколько листов паспарту разного размера и толщины - получается объемное оформление.

Уплотнитель и задник

Если вы обрамляете изображение на тонкой бумаге или ткани, которая не держит форму, вам обязательно потребуется еще один слой   - уплотнитель. Для этой цели используется тонкий пенокартон. Фотографии, постеры, плакаты, карты, детские рисунки приклеиваются на него на специальном станке без морщин и пузырьков воздуха. На стадии уплотнения в мастерских иногда предлагают заламинировать работу - возникающий в результате слой не только прекрасно защитит ее от воздействия внешней среды, но может даже заменить стекло. В большинстве мастерских делают несколько видов ламинирования - от самого простого до фактурного, создающего эффект холста или мятой бумаги. Заплатить за "набор услуг" по уплотнению и ламинированию придется от 900 рублей за 1 м2.

Вышивку на ткани или батик, если это не старинные работы, можно нанести на пенокартон и даже заламинировать, если возникнет такая идея. Ценные изделия из ткани натягивают на жесткий картон или на подрамник, подобно холсту, и защищают от случайных заминов и деформации. Картон с обратной стороны обрамленной картины называется задником. Он служит для безопасности полотна, защищая его от попадания пыли и влаги. Для задника используют гофрокартон (от 16 рублей за 1м2) или плотный картон (от 18 рублей за лист 120   ×   80 см). Но технология производства предполагает содержание в них кислотных добавок, вредных для полотна, поэтому для ценных изделий используется безокисевый музейный картон. Для большей защиты внутренний стык между рамой и задником проклеивают специальным скотчем. Если на обратной стороне полотна имеется ценный автограф художника или дорогая сердцу надпись, в качестве задника вместо картона можно использовать крилекс: безопасное стекло позволяет увидеть автограф и при этом не пропускает пыль.

Оформление работы или его составные То, как картина смотрится в интерьере, во многом зависит от ее оформления - рамы. Именно она может придать выразительность художественному произведению, сделать акцент на его стиль или настроение. Именно поэтому выбор рамы дело не менее ответственное, чем выбор самой картины. И здесь важно учитывать некоторые правила.

Главный принцип: раму нужно подбирать к картине, а не к интерьеру или к цвету стен. Иначе Вам придется заказывать новую раму каждый раз, когда будете перевешивать картину или перекрашивать стены.

Рама и картина должны не конкурировать между собой, а составлять некое единство, взаимно дополняя друг друга. Этого удается достичь, например, если выбранная рама соотносится с картиной по цветовой гамме или же ее рельеф повторяет контуры изображенных на картине мотивов.

Для произведений, выполненных на бумаге, необходимо паспарту. Нижнее поле паспарту всегда делается более глубоким, чем верхнее, в противном случае вся конструкция будет смотреться на стене не объемно, а плоскостно.

Паспарту может быть самых разных цветов. Темные паспарту усиливают интенсивность красок на картине и могут, в зависимости от оттенка, выделить теплые или, наоборот, холодные тона в ее гамме. Модной тенденцией в оформлении картин являются широкие поля паспарту.

Большие рамы отбрасывают больше тени. Если вы выбрали объемную раму, вам придется особенно тщательно рассчитывать угол подсветки.

Произведения, выполненные на бумаге, должны находиться под стеклом. Опасность представляют не только пыль и грязь, но и свет - под его действием бумага желтеет, краски выцветают. Поэтому необходимо использовать специальное защитное стекло отталкивающее ультрафиолетовые лучи - оно нейтрализует 97 % вредных лучей. Бумага не должна соприкасаться со стеклом именно для этого служит более глубокое паспарту.

Игра света - преимущество рам с металлическим покрытием, будь то серебро, алюминий или белое золото. Серебро и белое золото (серебристый сплав из золота и серебра) уравновешивают кричащие краски и хорошо сочетаются с насыщенными, ясными тонами.

Старинные картины требуют старинной же рамы или, по крайней мере, искусной копии, стилистически принадлежащей тому же художественному направлению. Акварели , напротив, материя настолько тонкая, что для них подходят только светлые, лучше всего белые паспарту и сдержанные, не затмевающие их неброскую красоту рамки. Рисунки углем и тушью эффектней всего смотрятся в строгом темном обрамлении без украшений. Рамы из узких деревянных планок гармонируют с тонкими линиями карандашных рисунков и могут либо ненавязчиво продолжать их оптически, либо создавать с ними приятный контраст.

Рамы из широкого багета несут особую декоративную нагрузку.Их расцветка, декор иногда бывают даже чересчур эффектными и могут затмить собой картину - вот почему при выборе таких рам требуется осторожность, чувство вкуса и стиля.

Поменяв раму старой картины, вы сможете продлить ее жизнь и, возможно, взглянуть на дорогое произведение искусства совсем другими глазами. Старайтесь подбирать раму под стиль мебели. К примеру, багет, отделанный прозрачным лаком, морилкой или пинотексом, будет удачно сочетаться с естественной текстурой древесины кухонной мебели.

Сегодня в каждой багетной мастерской большой и разнообразный выбор рам, выполненных в любом стиле, из традиционных и новых материалов. Пышный фигурный багет вполне подойдет для картины, написанной маслом, обрамление из полированного алюминия или лакированной стали - для акварели. Фотографию можно вставить в рамку из цветной пластмассы с металлической окантовкой...

 

Кстати, багет можно сделать самим. И не только из дерева, но и из газет, молдингов, плинтусов... Организовав интерьер сообразно личным вкусам, привычкам и стилю жизни, умело подобрав картины, репродукции или другие художественные произведения, вы внесете в свой дом атмосферу уюта и тепла, создадите настоящий семейный очаг. Но об этом мы поговорим в следущий раз.

Обсудить статью на форуме >>