Главная » С миру по нитке » Евгения-искусница

Евгения-искусница

С миру по нитке | 24-02-2011, 19:47

Обнаружить подобных людей на обширных просторах Приамурья, да и всей страны чрезвычайно трудно. Их принято называть самородками. 

Жительница северной Зеи Евгения Штайн как раз из таких. В прошлом математик и журналист, ныне системный администратор. А еще она художник, мастер декупажа, рукодельница, швея и поэт. Причем стихи Жени точно характеризуют суть ее занятий и жизни.

Оказавшись в родном городе своего детства, Зее, в служебной командировке, по ходу дела путешествую по домам и квартирам местных самородков и талантов. Узнаю от зейских коллег-журналистов про Евгению Штайн, которая из компьютерных клавиатур делает вазы. Мало представляя себе эти творения, захватываю в подарок вышедшую из строя «клаву» и напрашиваюсь в гости.

Вхожу в квартиру, а словно попадаю в музей. Декоративные шелковые бабочки застыли в полете на белоснежных стенах, утопающих в ярких картинах цветочных букетов и фруктово-ягодных натюрмортов. Диваны, кресла, пуфики и даже пианино задрапированы в бежевые чехлы. Атласно-меховые кошечки и зайчики разбрелись по всем комнатам своей хозяйки. Напольные вазы усыпаны высушенными цветками гибискуса, листьями осеннего леса, блестками, веточками. Перевожу взгляд на стеллаж, заставленный разрисованными тарелочками, вазочками, свечками, кувшинами причудливой формы. Все это великолепие буквально светится и блестит золотом и перламутром. От такого разнообразия палитры красок даже рябит в глазах.

Меня, далекую от современных техник домашних мастерских, коих сейчас великое множество, незнакомые слова «кракле», «декупаж» ставят в тупик. Первый вопрос, который задаю хозяйке: «Из чего все это сделано?» - и указываю на самый с моей точки зрения красивый серебристый кувшин, облепленный ракушками, морскими звездами, бусинками, колечками...

- Вообще, у меня здесь представлено несколько тем: маки, тюльпаны, ромашки, морская. В основе этих работ - технология декупажа. Беру прозрачную стеклянную бутылку какой-нибудь необычной формы. Делаю смесь из акриловой краски и клея ПВА. Основа для работы готова. Потом вырезаю кусочки фона салфетки и клею на бутылку. Наношу контур. Потом расписываю. Сюжет вырисовывается по ходу работы, - раскрывает секреты изготовления хозяйка. - Для создания объема можно использовать рваную салфетку, присыпать ее блестками. В дело идет все что угодно: гречка, манная крупа, бусинки бисер. Можно приклеить, бабочек листочки, цветочки. Смотрите, как оригинально смотрятся кувшины, обклеенные макаронными изделиями.

Внимательно приглядываюсь к бутылкам… И правда, усыпанные бантиками, ракушками, улитками, спиральками и другими фигурными макаронными изделиями, окрашенными под бронзу и серебро, они больше напоминают сказочные кувшины Аладдина. Всматриваюсь внутрь другого сосуда. Откуда-то из глубины и темноты разноцветного сосуда выглядывает тигр.

- Как же он туда попал?

- Все просто. Помещаю фотографию в воду, аккуратно снимаю один слой бумаги за другим до тех пор, пока от нее не останется только тоненькая верхняя часть. Приклеиваю картинкой внутрь, - снисходительно объясняет мне, дилетанту, художница. - Тарелки и блюда создаются по технологии кракле (это узор тонких трещинок на поверхности, создается для декоративного эффекта старины, с помощью специальных средств. - Прим. авт.) На дно клеится картинка: салфетка или фотография. Множество оттенков достигается за счет нанесения различных оттенков. На создание такого глубокого золотистого фона блюда ушел не один час. Так как надо было нанести десять слоев и подождать минут 20, пока не высохнет каждый.

Тем временем «экскурсовод» подводит меня к другим экспонатам. Чудо-картины, развешенные по всем комнатам оказались из… пазлов. На составление одного гигантских размеров холста уходит не меньше тысячи штук и две недели работы. Мне б такое терпение, думаю я.

Шторы с объемными розами, кружевные салфеточки в форме бабочек, в коридоре притаился смешной домовенок из лоскутков и кусочков меха, в ванне на кафельных стенах «плавают» рыбки, нарисованные витражными красками - все это сделано руками хозяйки.

Гостеприимная женщина не прекращает ликбез и рассказывает еще тысячу и один способ, как сделать из обычных материалов чудо. Так между делом узнаю, в чем разница прямого и обратного декупажа, что можно вылепить из пластика и соленого теста, как заливать грунтовкой.

- До многого доходила сама. В Интернете вроде все что угодно можно найти: как наклеить фотографию, салфетку на поверхность, вам распишут на сто страниц. Как я мучилась с кракле, пока не нашла, наконец, что его можно сделать только с глянцевым акрилом, сколько красок было испорчено, - вспоминает мастер-самоучка. - Я придумала и дизайн мебели сама, все шкафчики, полочки, столики, все чертежи сама проектировала. А началось все с пылесоса. Знаете, раньше такие бочонки на колесиках были. Первый пуфик из него сделала. Отделала поролоном, в стиле пэчворк сшила чехол.

У Жени страсть к бабочкам и клубнике, поэтому в интерьере это сразу бросается в глаза. Вся кухонная утварь, салфетки, вазочки, коврики в форме клубничных ягод.

- Это коллекция украшений из бисера. Началось все лет двадцать назад. Модно было плести украшения - фенечки из бисера, ниток, ленточек. Увидела у подруги и загорелась. Когда вернулась в Зею, мне в руки попал журнал «Сделай сам» за 94-ый год. Там были описаны азы бисероплетения, - перебирая разноцветные россыпи красно-зелено-желтых бисерных сережек, кулончиков, браслетов, рассказывает Евгения. - Так и пошло. Для работы стараюсь покупать японский, чешский бисер. Из китайского материала хорошо получаются только деревья.
Показывая уже готовые гроздья рябины для будущих бисерных деревцев, хозяйка уже открывает шкаф с залежами вязаных платьев, сарафанов, шалей, пончо.

- Никогда не знаю, что получится в итоге. Называю это технологией «маечки». Сначала вяжется простая модель майки, а потом в дело включается фантазия: добавляю рюшки, рукав, оборку, воротник, - поясняет рукодельница.
Сбившись со счета всех увлечений Евгении Штайн, ищу глазами те самые вазы из клавиатур.

- К сожалению, я их все раздарила. А технология проста (и я снова окунаюсь в процесс изготовления подставок под кофе, вазочек из деталей компьютерных мышек, кнопочек «клавы». - Прим. авт.), - загорается Женя. - Цветочный горшочек облепливается тестом и…

Немного обрывая разговор о вазах, спрашиваю: «Как удается придумать все это?»

- Я долго вынашиваю идею, а сам процесс идет быстро. Меня просто не оторвать. Это как писать стихи, пока не выльются из головы на бумагу, не успокоишься… Кстати, я же с детства пишу. Могу два стихотворения за день написать, а бывает, и за целый год ни одного. Мысли застают где угодно, - отвечает мастерица. - Строчки могут прийти прямо во время планерки, запишу в тетрадку и забуду, а потом лет через пять найду. Долго мучаюсь, пока не реализую то, что крутится в голове. Сочиняю по пути на работу. В теплое время я хожу пешком, за сорок минут дороги размышляю о многом.

Интересно, что при всей своей открытости и общительности Евгения не любит ходить в гости. Зато с удовольствием их принимает. Гости первым делом осматривают коллекцию, что новенького появилось, да все удивляются, как она все успевает.

- Чем больше загруженность, тем больше успеваешь. Иногда слышу от подружек: «Прихожу с работы и валюсь от усталости на диван», - продолжает хозяйка. - А я не прихожу, я прибегаю, быстро переодеваюсь и бегу дальше на репетицию. Уже 11 лет три раза в неделю занимаюсь танцами. Увлекаюсь разведением цветов - у меня есть лимоны, бананы, ананасы. А недавно задумала начать ткать ковры.

Женя признается, что скучно без дела сидеть. И скромно говорит, что увлекающихся людей в Зее очень много. Она всего лишь одна из них…