Как Вам новый дизайн сайта
Жительница Резекне "лепит" из бумаги и людей, и зверей, и нечистую силу
В свои 72 года Евгения Килюп успела многое — воспитала троих сыновей и дочь, теперь "пожинает плоды" — у нее 5 внуков, 9 правнуков и… целая галерея разнообразных масок, исполненных в старинной технике папье–маше.
Всю свою жизнь Евгения трудилась на разных резекненских заводах. Людей искусства в ее роду вроде бы не было, но она с детства любила рисовать. По–любительски, для души. Пробовала себя в рукоделии — деревянные шкатулочки выходили симпатично, а с папье–маше судьба ее свела в школе. Когда дети учились в младших классах, помогала им маски делать для уроков труда. Сию повинность отрабатывают многие родители, но Евгении это испытание запало в душу. Когда грянула перестройка, все в жизни смешалось, решила попробовать делать маски на продажу в дополнение к мизерной пенсии. Дело пошло — недавно в галерее Istaba в присутствии признанных латышских мастеров открылась ее первая персональная выставка.
"Открыла" Евгению коллегам признанный мастер по театральным костюмам Кристине Юрьяне — встретились несколько лет назад однажды на рынке в Карсаве и подружились. Кристине восхищается гармонией личности Евгении, которая в наш век высоких технологий предпочитает ручной труд. Она и столичных гурманов поразила своими способностями — на вернисаж привезла не только удивительно вкусные и красивые сладости, но и чудную наливку из черной смородины.
Эта скромная русская женщина радуется, что может доставить окружающим удовольствие. Народ на презентации разошелся маски мерить — ими в галерее увешена целая стена: кто козликом сереньким норовит прикинуться, кто волком серым, кто котом. К слову, следующий 2011–й — год Кота! Мастерица приготовила и белых, и серых, и черных — на любой вкус. Петухи, будто настоящие, окидывают острыми глазами территорию, Бабки–ежки разных мастей выбирают объекты для насмешек, пьяницы с подбитыми глазами хитро щурятся на окружающих.
Труднее всего делать те образы, чьи маски тяжело снимаются, поясняет мастерица. Вот, допустим, у волка морда длинная, у оленя — рога, намаешься, пока снимешь материал с основы. Основу она всегда делает из пластилина, на него потом укладывает плотными слоями бумагу. Потом все хозяйство сушит и расписывает. Выходят лица, будто настоящие.
Дело это кропотливое, требует особенного усердия и терпения, но Евгения говорит, что втянулась в работу. Это для нее и возможность быть самостоятельной, и детям посильно помочь. Живет одна, "чтоб своими советами никому не докучать". Семья ее в творчестве чрезвычайно поддерживает — в качестве группы поддержки на выставку приехали сын и двое внуков. Ребята играли на гитарах, гордились бабушкой, а она с нескрываемым удовольствием получала подарки: профессиональные кисточки, краски — планы–то большие.
Сколько масок за два десятка лет создано, Евгения не считала. Для нее, похоже, главное — процесс. На ярмарках, говорит, особенно хорошо расходятся среди мужчин маски пьяниц. Может, эти образы стимулируют сопротивление зеленому змию? А сама мастерица хочет продолжить работу над совершенствованием Бабок–ёжек. Уж очень, говорит, захватывающее это занятие — творческие поиски чертовщинки в женской душе. И главное там — разнообразие, ведь каждая женщина коварна по–своему…