Главная » С миру по нитке » История тканей - история одного народа

История тканей - история одного народа

С миру по нитке | 24-02-2011, 17:20

История тканей - история одного народаПрогуливаясь вдоль открытых киосков вечернего рынка в священном городе Лаоса - Луанг Прабанге, можно увидеть огромное разнообразие цветных тканей и аксессуаров. Появлялось ощущение, что идешь по красочным акварелям. Но больше всего бросались в глаза уникальные ткани хмонгов, с рисунками ручной работы.

Точное происхождение народа хмонгов так до сих пор остается не совсем ясным. Первые следы их существования относятся к Древнему Китаю 2700г. до н. э. Исходя из их рассказов и легенд, можно считать, что они являются уроженцами Месопотамии. Отсюда они постепенно мигрировали на материковый Китай через Россию и Монголию. Позже хмонги продолжили свой путь к горным районам Южного Китая во Вьетнам, Лаос и Таиланд. Этих представителей народных меньшинств и иммигрантов китайцы прозвали «Мяо», а сами хмонги называют себя монтарьярами (горец). В 19 веке они поселились в горных районах Лаоса, где и работают в сельском хозяйстве на китайцев и на французов.

Народ, одаренный в области искусства

Несмотря на многочисленные переселения и влияние со стороны различных стран, которые ими управляли, хмонгам все же удалось сохранить свои обычаи, культуру и искусство. На протяжении целых веков они повторяли одни и те же песни и обряды, однако имели особое признание в своих художественных способностях. Практически на каждой одежде и аксессуарах хмонгов есть вышивка с традиционными символами, имеющими космологическое и религиозное значение.

Женщины-хмонги освоили несколько методов работы, один из которых состоит в наложении кусочков ткани. При этом используются различные геометрические фигуры, фигуры животных, таких слоны, улитки и т.д., используются так же мифологические изображения в виде чешуи дракона, лабиринта, звезд и т.д., а также предметы повседневной жизни - удочки, колеса и др. Даже сейчас исследователи не могут точно определить, чем это обосновано.

Другая техника работы, которую блестяще освоили женщины-хмонги - это батик. Сначала они ткут ткань, затем используют набивной ситец высшего качества для того чтобы нарисовать на нем различные фигурки. Затем они выкрашивают ткань специальным красителем индиго. Все заканчивается тем, что убирается ситец и можно увидеть орнамент белого цвета на фоне различных цветов. Эта довольно кропотливая техника рукоделия, как правило, передается замужней женщине ее свекровью.

Настоящая картина жизни хмонгов

Глобальные изменения в жизни хмонгов в Лаосе произошли из-за французской оккупации, и вначале это вызвало многочисленные восстания со стороны хмонгов. Но постепенно зародилось взаимное сотрудничество, и те хмонги, на которых была возложена ответственность во французской армии, получили определенный социальный статус. Именно в это время их языковая речь нашла свое отражение в письменности. В 1954 году заканчивается французская оккупация в Индокитае, а в Лаосе разворачивается гражданская война между роялистами и коммунистами. В 1961 году американцы, сражавшиеся во Вьетнаме, настроили хмонгов против коммунистов в этом регионе. Война закончилась, американцы покинули регион, а коммунисты захватили власть в Лаосе. Тысячи людей народа хмонгов стали скрываться в своих же домах, некоторые попытались вернуться в родную деревню, другие же бежали в сторону Таиланда. В настоящее время они все еще преследуются и подвергаются дискриминации в Лаосе. А те, кто в свое время прибыл в Таиланд, были отправлены в лагеря беженцев.

Ткань ручной работы хмонгов.

На тканях ручной работы, изготовленных в лагерях, начинает проявляться новый, оригинальный стиль. Через цветные вышивки женщины показывают свою жизнь, которую они проводят, будучи беженцами. Каждое творение - это личное свидетельство, где они оставляют свое имя. Таким образом, история и культура всего народа проявляется через какую-то личную историю. В конце 70 х годов вышитые рисунки отличались определенной спонтанностью, в них хмонги хотели увековечить ту жизнь, которую они проходили в лагерях, а так же и какие-то хорошие моменты, желали передать свой жизненный опыт. В 80-х годах орнамент и рисунки на тканях приобретают более изощренный стиль, а позже появляется гармоническая последовательность в различных сценах на рисунках.

Развивающийся фигуративный стиль с одной стороны служит для сохранения самобытности культуры хмонгов, а с другой - чтобы представить миру судьбу этого народа в Лаосе. Творческий двигатель, представляющийся в последние годы - это туризм. Рукоделия хмонгов являются основным источником их дохода, а благодаря искусству, меняется и статус женщин. На сегодняшний день большое количество хмонгов иммигрировало в США и Францию, но многие все еще живут в дискриминации и социальной изоляции в регионе Лаоса. В своей речи представитель этой нации, доктор в области антропологии Као Ли Ян сказал: «Независимо от того, где мы живем - на востоке, юго-востоке или западе, независимо от того, какое имя мы носим, будь то «Мяо», «Хмонг», «Монг» или «Мео», мы должны всегда помнить и ценить наше общее культурное наследие, в котором есть суб-культура , различные диалекты, а так же страницы нашей истории, которые навсегда останутся в памяти».