Как Вам новый дизайн сайта
Народный мастер Вячеслав Мастафов сохраняет древние ремесла Кабардино-Балкарии
Народного мастера из Кабардино-Балкарии Вячеслава Мастафова называют «живым сокровищем». Он и шорник, и портной, и ювелир, и оружейник в одном лице. Мастер воссоздает давно утраченные предметы старины. Может и седло адыгское изготовить, и просяное зернышко золотыми нитями оплести, рассказывает корреспондент МТРК «Мир» Марина Сасикова.
Художник Вячеслава Мастафова честен и с людьми, и со своим ремеслом. Свое дело любит до «бабочек в груди». Может и «блоху подковать», и оплести серебряными и золотыми нитями просяное зернышко. Да так, что выйдет произведение искусства.
«Здесь очень много мелочей, пропускать которые неэтично и просто невозможно. Каждая пуговица и кусточка плетется и вяжется по-своему. Когда соприкасаешься с этой красотой, то понимаешь, в чем ее смысл», - говорит народный мастер России Вячеслав Мастафов.
В детали мастер вникал более 25 лет. В советское время прикладное искусство не было востребовано, и мастеров-энтузиастов, владеющих народными ремеслами, становилось все меньше и меньше. Вячеслав ходил по семьям, находил старые вещи, фотографии, рассматривал их. Где-то увидел вышивку, где-то плетение.
Восстанавливая старинную черкеску, столкнулся со множеством проблем, благодаря которым освоил профессию портного, ювелира, оружейника, сапожника, вышивальщика. И это еще не все.
«Допустим, мне понадобилась серебряная пуговичка. А ювелира, который мог бы ее сделать, нет, никто не умеет. Надо сделать кнут - кнуты никто не делает. То же самое с седлом и подушкой», - вспоминает народный мастер России Вячеслав Мастафов.
Вячеславу повезло, он застал двух-трех стариков, которые еще помнили, как делать адыгское седло. В старину седельную подушку набивали трубчатым волосом тура и оленя. Чтобы набить одну подушку, нужно было забить не менее 20 голов этих великолепных животных. Теперь мастер использует синтепон. В остальном технология изготовления седла не изменилась. Над одним изделием Мастафов работает не менее трех месяцев.
«Черкесское седло славится именно подушкой. Аналогов ему нет. Арчаковых седел много. Скажем, казахи и татары делают шикарные седла. Они для мягкости кладут на седло просто овечью шкуру, а мы – подушку», - рассказывает Вячеслав Мастафов.
Сегодня мало кто из молодежи хочет заниматься прикладным творчеством. Дело это трудоемкое и спрос на него невелик. Но мастер научился относиться ко всему философски.
«Необходимо, чтобы люди могли хотя бы обернуться, рассмотреть свою собственную культуру и полюбить ее. Все преходяще: греческая культура пала, Римская империя пала, культура майя пала. Это закон жизни. Но в наших силах сохранить ее», - рассуждает народный мастер России Вячеслав Мастафов.
Мастер сетует, что ценности сегодня уже не те. Кому нужны его творения ручной работы в мире современных технологий. Но, например, в Японии, говорит мастер, и сегодня чтут свои традиции. Любой клерк в выходной день надевает кимоно и становится японцем. А в Германии с удовольствием по праздникам носят баварскую одежду. Никто не мешает и нам в субботний и воскресный день надеть черкеску и сходить в ней гости.