Главная » С миру по нитке » Жители Беларуси познакомились с культурой и традициями узбекского народа

Жители Беларуси познакомились с культурой и традициями узбекского народа

С миру по нитке | 31-01-2011, 12:45

На днях в Минске состоялось официальное открытие выставки "Искусство Узбекистана из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь". В открытии участвовали представители белорусской общественности и узбекской диаспоры в Беларуси.

На мероприятии с приветственным словом выступил Генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов. Он высказал теплые слова о дружественном Узбекистане и отметил значимость выставки в укреплении дружественных связей между двумя странами и более близкому знакомству жителей Беларуси с Узбекистаном, культурой и традициями узбекского народа. Особо отметил красоту и ценность художественных экспонатов, представленных на выставке.

От представителей узбекской диаспоры, проживающей в Беларуси выступил Директор Жабинского культурно-спортивного центра Рустам Ачилов и сотрудница пограничных войск Беларуси Альбина Венгер.

Просмотрев экспозицию, каждый из присутствующих смог узнать много интересного об искусстве Узбекистана.

Как сообщили в посольстве Республики Беларусь в Узбекистане, на выставке представлены предметы, изготовленные руками узбекских мастеров. Сделанные в Самарканде и примыкающих к нему районах южного Узбекистана расписная зелено-коричневая и гравированная глазурированная керамика, представлена работами потомственного мастера Махкама Обракулова. Семья Обракуловых по мужской линии издавна передает секреты гончарного ремесла, женщины этой семьи - искусные вышивальщицы.

Достойное место в композиции занимают пятнистые кувшины мастера Рофе Вахидова. Такие сосуды изготовлялись на протяжении всей истории Самарканда. Их называли абри-бахор - весеннее облако. Пятнистая окраска напоминает узорные ткани и имеет магическое значение - предохраняет сосуд и его содержимое от "сглаза". Каждый гончар самаркандской школы неповторим. Джума Кобилов декорирует свои чаши и блюда кобальтовой росписью по белому фону. Богатым растительным орнаментом привлекают блюда Худойберды Хакбердиева. Неглазурированные сосуды Джамшида Эгамбердиева, Мансура Насырова сдержаны, благородны, исполнены изящества и гармонии. Арочки и завитки, круги и спирали, звезды, драконы и змеи украшают их сосуды.

На выставке представлены и образцы лепной керамики, самого древнего вида гончарного ремесла. Такую керамику делают без гончарного круга. Лепят ее руками из одного куска глины. Предназначены лепные сосуды для хранения воды и продуктов. Хумы (кувшины для воды и масла) Р. Вахидова привлекают особенной мягкостью и стройностью формы, гармонией пропорций.

Особая страница в творчестве керамистов Самарканда - изготовление игрушек. Гончарная игрушка Средней Азии имеет такие же древние традиции, как и керамическая посуда. В прошлом игрушки участвовали в различных ритуалах, связанных с приходом весны, ожиданием хорошего урожая и пожеланиями благоденствия для каждой семьи. Игрушки не были расчитаны на долгую жизнь. Сейчас они чаще всего являтся сувенирами. Один из старейших центров узбекской керамической игрушки - кишлак Уба.

Здесь игрушки делают женщины - одна их них Кубаро Бабаева. Игрушки Убы не покрываются глазурью, их украшают лепниной и росписью. Игрушки изображают лошадей, собак, всадников, фантастических зверей. Самаркандские мастера ХХ века также обращаются в своем творчестве к игрушке, но их сюжетные композиции - это, скорее всего, уже миниатюрная скульптура. Появление подобного рода мелкой пластики в искусстве самаркандских мастеров связано с именем Усто Умаркула Джуракулова. Его школу на выставке представляют работы семьи Мухтаровых. Люди, занятые повседневными делами, герои-воины, драконы - все произведения мастеров Мухтаровых отмечены чистотой формы и цельностью композиций.

Широко известны за пределами Узбекистана и вышитые сюзани. Занимаются вышивкой женщины. Они создают предметы разного назначения - покрывала, молельные коврики, настенные ковры. Искусству вышивки учатся с раннего детства. Хотя орнаментальные мотивы в вышивке, как и во всем прикладном искусстве Востока, каноничны, каждой ткани присущ свой стиль и орнаментация.

Искусство мастеров Самарканда сегодня известно во многих странах мира, и маститые и молодые художники работают плодотворно, творчески и увлеченно.