Главная » С миру по нитке » Чибта – тоже ковроткачество

Чибта – тоже ковроткачество

С миру по нитке | 15-07-2011, 16:29

Рассказывая о ковроткачестве как об одном из важнейших ремесел народного творчества, мы остановились на безворсовых коврах, разновидностью которых являются паласы, украшающие дома дагестанцев. 
Но существует совершенно уникальный вид паласов, не имеющий аналогов в других районах республики, – узорные циновки чибта. Их издавна изготовляли в селении Урма Левашинского района. Эти циновки мастерицы плели из тонкой и прочной болотной травы – осоки. Основой служила грубая некрашеная шерсть или хлопчатобумажная нить, а для узора использовалась крашеная шерстяная пряжа. Заранее заготовленные сухие листья осоки мастерица на несколько минут заливала горячей водой, а затем мокрые листья вплетала в основу, одновременно скручивая их. В процессе использовались два тонких листа, попеременно оплетающих нити основы. Стежки укладывались под углом, создавая иллюзию косички. В золотистый фон мастерица вплетала рисунок темно-красного, синего или терракотового цвета, контур его подчеркивался черным.

Есть циновки с так называемым «пальчиковым», «ковровым» рисунками, орнитоморфными фигурами.

Циновки традиционно использовались как напольные покрытия, но в некоторых районах их стелили под ворсовые ковры для их большей сохранности.

Один из популярнейших в республике видов безворсовых ковров – сумах – производился в Южном Дагестане и некоторых районах Азербайджана. Сумахи выполнялись способом попарной обвивки нитей основы композиционной ниткой в виде косичек. В ХIХ веке технология плетения претерпела изменения. В сумахах применялись шерстяная нить слабой крутки и в больших объемах хлопчатобумажная или смешанная нить, подковровый ворс становился гуще и длиннее.

В Южном Дагестане сумах был в каждом доме. В других регионах его могли иметь только зажиточные семьи.

Благодаря необычной технике и орнаменту сумахи и по сей день пользуются большим спросом. Они отличаются оригинальностью, высокими утилитарными и художественными качествами. Ими обычно застилали пол, и поэтому делали их в основном большого размера. Сумах весьма плотный, мало собирает пыли, в то же время мягкий и пружинистый благодаря подковровому слою. Поэтому они мало теплопроводны – качество крайне необходимое при земляных и каменных полах дагестанских жилищ старого типа.

Узор сумаха сложный, преимущественно геометрический. Композиции весьма разно-образны: решетчатая из трех– и восьмиугольных медальонов в сочетании с изображением стилизованных драконов.

Колорит большинства сумахов основан на мягких сочетаниях кирпично-красных, коричневых, синих, белых тонов. К сожалению, в Дагестане со второй половины ХХ века мастерицы в основном используют в своих коврах только две композиции: решетчатую (характерно для селения Чиликар) и состоящую их трех ромбов (как в селении Капир).

Безворсовое ткачество дагестанских народов – один из интереснейших видов народного творчества, который и сегодня привлекает внимание специалистов и пользуется потребительским спросом.