Главная » С миру по нитке » Пустым станок не держали

Пустым станок не держали

С миру по нитке | 19-05-2011, 15:04

Сегодня мы продолжаем рассказ о дагестанских коврах. Напомним, для их изготовления мастерицы использовали овечью шерсть осенней и весенней стрижки. 

Необходимые цвета и их оттенки получали из листьев, коры, корней различных растений. Красный цвет и его оттенки – от светло-розового до малинового – от марены. Излюбленным цветом был синий, его получали из привезенного индиго. Стойкий желтый цвет обеспечивали луковая шелуха, кора барбариса, зверобой, душица. Чтобы получить пряжу зеленого цвета, желтые нитки затем красили в синий цвет. Зеленый грецкий орех давал множество оттенков коричневого – от светло-желтого до темно-коричневого. Белая шерсть оставалась натурального цвета.

Для изготовления ковра делали немудреный станок, всего-то в нем вертикальные столбы и горизонтальные оси. Он устанавливался слегка наклонно. На оси натягивали основу будущего ковра. Этот процесс был весьма важен, от него в первую очередь зависело качество продукции.

В день начала ткачества хорошим предзнаменованием считалось появление гостя, известного своим мастерством в каком-либо деле и сноровкой. Считалось, это будет способствовать темпу работы и благополучному результату. И наоборот, нежеланным гостем был неудачник, неумелый, ленивый человек. Перед началом работы мастерица обращалась к Аллаху с просьбой помочь ей в деле быстро окончить ковер, и чтобы он получился красивым, добротным, радовал глаз, ценился хозяевами.

Создание ковра, как правило, сопровождалось посиделками девушек, женщин. Собираясь, они читали используемый в духовной практике зикр, заключающийся в многократном произнесении молитвенной формулы с именем Аллаха. На посиделках пели народные, религиозные песни, рассказывали легенды, различные истории, новости села. Посиделки интересны были еще и тем, что во время ткачества любой мог сделать хотя бы несколько узлов, а иным мастерица доверяла даже выткать часть элемента в орнаменте. Однако рисунок выводила сама ковровщица, и только она.

После завершения работы станок разбирали и прятали до следующего ковра. А если намеревались вскоре начать работу над новым изделием, станок накрывали каким-нибудь полотнищем и давали «отдохнуть». Но и в этом случае пустой станок без дела в доме подолгу не держали. Это до сих пор считается плохой приметой.