Главная » С миру по нитке » Радостные узоры саморядовской мастерицы

Радостные узоры саморядовской мастерицы

С миру по нитке | 28-04-2011, 14:59

В курской детской художественной школе № 2 открылась выставка рушников мастерицы Татьяны Багданчиковой, организованная областным Домом народного творчества.

После знакомства с экспозицией становится особенно понятно, что рушни́к — это не просто расшитое декоративное полотенце из домотканого холста, а предмет народной культуры, народного творчества. Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на нем, служили украшением повседневного быта, а также являлись символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.

Ткачиха Татьяна Багданчикова живет в Большесолдатском районе, является мастерицей Саморядовского филиала ОДНТ, недавно была удостоена премии «За сохранение традиций» губернатора Курской области Александра Михайлова.

- Орнаментированный рушник можно сравнить с рукотворной летописью, отражающей в себе мудрые заветы предков, — рассказывает Татьяна Михайловна. — Местные традиции сформировались на стыке двух культур: украинской и русской, претерпели влияние переселенцев с Дона, Киева, севера, востока, запада России. Сплав великорусских культур нашел отражение в узорах курских рушников.

Только на первый взгляд рушники могут показаться одинаковыми. Но, во-первых, это невозможно, рисунок никогда не повторяется в точности, а во-вторых, в зависимости от орнамента определяется и назначение рушника.

Сегодня древние славянские традиции практически забыты, а раньше рушниками убирали красный угол избы, дверные и оконные проемы, украшали стены. Особая роль принадлежала рушнику в свадебном обряде. Вышивка, по поверьям, должна была оберегать молодоженов от порчи, сглаза. Рушниками украшали свадебный поезд — лошадей, упряжь, одежду гостей. На рушнике стояли жених и невеста во время венчания. Он являлся элементом родильных, крестильных и погребальных обрядов. В течение сорока дней рушник считался вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мертвых. По сей день сохранился обычай встречать почетных гостей «хлебом-солью», подносимыми на рушнике.

Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которая имеет сейчас ироничное значение, то раньше таким образом путникам желали счастливого пути. Небольшие, со скромной вышивкой, рушники давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Он олицетворял собой пожелание легкого пути и скорого возвращения.

Ткутся рушники на бело-красном и сине-белом фоне. Самые древние узоры – геометрические, они несут в себе символику плодородия. Позже появляются конкретные образы: парные птицы — счастливый брак, одинокая птица — душа умершего, схематическое изображение домов, церквей, деревьев, цветов. Зная обозначение узоров, рушник можно читать как книгу, как летопись.

Татьяна Багданчикова освоила все виды узоров, но наиболее широко представлены на ее выставке свадебные рушники. На бело-красном фоне вытканы птицы, повернутые друг к другу. Их разделяет орнамент, символизирующий дерево рода. В узоре зашифрованы данные о семье новобрачных (у каждого — на его стороне) — живые и умершие бабушки, дедушки, родители, братья, сестры, дяди, тети — все это просматривается в вышивке. Растительный орнамент со стороны птицы-невесты состоит из цветов лилий, роз, гвоздик, означающих целомудрие, красоту и верность. На стороне жениха узор, состоящий из плодов калины, листьев дуба, виноградных гроздей — символов силы, здоровья и мужества. По словам Саморядовской мастерицы, она предпочитает «радостные узоры».

Изучением и подробным анализом вышивки на рушниках занимались многие исследователи, в частности, академик Б. Рыбаков, Г. Григорьева, Е. Моисеенко. Особенно приятно, что в Курске, где сплелись традиции ткачества всех древних русских городов, рушник остается культурным памятником, а заветы мастериц прошлого хранятся и передаются из поколения в поколение.