Главная » С миру по нитке » Не прерываются нити творчества

Не прерываются нити творчества

С миру по нитке | 16-03-2011, 14:05

11 марта в Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника прошло открытие новой экспозиции «Навстречу весне». Её автора, мастера декоративно-прикладного искусства Лилию Габдрахманову, многие елабужане и гости нашего города могли видеть со своими изделиями на Спасской ярмарке. Здесь же любопытствующие имели возможность познакомиться с техникой ткачества гобеленов и пёстрых дорожек, устилавших в ещё не столь давние времена многие крестьянские избы. 

В роду Лилии Габдрахмановой доморощенными художествами и рукоделиями занимались многие. Бабушка ткала замечательные льняные полотенца, украшая их мережкой и вышивкой. Причём узор в виде мережки делала не отдельно на готовой ткани, а во время самого процесса ткачества. Мама Лилии искусно вышивала гладью скатерти и наволочки, а также очень красиво вязала. Она и сейчас не расстаётся со спицами, только берётся уже за те изделия, что попроще. А вот из Лилиного поколения сразу трое – она и двоюродные брат с сестрой – получили профессиональное художественное образование.

Закончив в 1979 году художественно-графическое отделение уфимского педагогического училища, она (как тогда было принято в бескрайней стране под названием Советский Союз), казалось бы, навсегда покинула родные края и свила семейное гнездо в Таджикской ССР. Работала в школе, закончила филологический факультет пединститута в Душанбе. Жить бы да жить, растить сыновей, отправляться летом в туристические горные походы, но… Страны не стало, на смену этнической толерантности пришли межнациональные конфликты и пришлось перебираться в более спокойные места. Так в 1992 году они попали в тихий, расположенный рядом с многоводной Камой город химиков Менделеевск. Здесь, работая вначале в школе искусств, а затем в Центре детского творчества, Лилия Габдрахманова сама всё чаще стала браться за кисть, рисуя живописные пейзажи и натюрморты. Какое-то время увлекалась батиком, освоив новую декоративную технику. А после того, как исполнилось полвека со дня смерти бабушки, её вдруг потянуло попробовать себя в необозримо древнем искусстве ткачества.

Наверное в то время многое сошлось: дремавшие до поры до времени бабушкины гены; любовь к ярким шерстяным нитям, превращавшимся в руках матери в красивые вязанные вещи; собственное художественное образование; опыт создания живописных полотен и вечная тяга к новизне. Однако ткачество, тем более гобеленов, занятие крайне трудоёмкое, требующее сосредоточенности и усидчивости. Выкраивать время для него было сложно, работа и домашние дела поглощали почти всё без остатка. Но тут в 2007 году, как нельзя более кстати, поступило предложение от Елабужского государственного музея-заповедника, пригласившего Лилию Габдрахманову в Интерактивные мастерские мастером-ткачом. Свою основную работу в Центре детского творчества она, конечно, не бросила. В Елабугу приезжает на выходные и все эти дни оказываются без остатка наполнены творчеством.

Первую персональную выставку своих работ, где была представлена живопись, Лилия Габдрахманова представила на суд зрителей в 1998 году в Менделеевске. В экспозиции «Навстречу весне» натюрморты и пейзажи хоть и занимают около половины малого зала, но всё же кажутся отодвинутыми на второй план по сравнению с радужным многоцветьем гобеленов, представляющих собой не столько абстрактные композиции, сколько изображения реалистических сюжетов.

Особенно привлекательно смотрятся три гобелена, помещённых в центре экспозиции. В первом под названием «Шишкинская Елабуга», мастер сумела соединить величественность сосновых лесов с красотой старинных храмов, пышное разнотравье лугов с древней башней, стоящей на верху горы. Пленительна обрамлённая в раму из лозы «Утренняя песня» с петушком, самозабвенно кукарекающим на изгороди, где сохнет под солнцем домотканый половичок. В эту работу мастер вложила всё тепло своих воспоминаний о счастливом деревенском детстве. Гобелен «Танец» был завершён буквально накануне открытия выставки. Он представляет собой сцену, оригинально обрамлённую в виде занавеса фиолетовыми нитями… Очень естественны и правдоподобны запечатлённые в момент танца фигуры девушек в татарских национальных костюмах. В этой работе Лилия Габдрахманова использовала для украшения юбок и блузок узкие шёлковые ленточки, что придало композиции дополнительный объём и выразительность.

Превосходно выглядят и такие её гобелены как «Спасский собор», «Солнечный день», «Жар-птица», в которых гладкое полотно простого ткачества чередуется с объёмной пушистой ковровой техникой.

В день открытия выставки Лилию Габдрахманову приехали поздравить из Менделеевска бывшие и нынешние коллеги по работе, пришли в полном составе мастера из Интерактивных мастерских. Поэтические посвящения, цветы, объятия и поцелуи были данью признательности за творчество, несущее в мир радость и красоту. Но прозвучало в этот день поздравление, которое, наверное, особенно ей дорого – от сына Рената, обучающегося дизайну интерьера в Камской государственной инженерно-экономической академии.

Не прерываются нити творчества…

Л.Пахомова, 
журналист ЕГМЗ (фото автора)