Как Вам новый дизайн сайта
Вышивка в мужском исполнении: все по народным канонам
Мужчина, который вышивает рушники и салфетки, - это, согласитесь, необычно. Житель Славянска Алексей Горбов к занятию вышивкой пришел также необычным путем.
Он был увлечен японскими кроссвордами, которые, как известно, надо разгадывать, зарисовывая клеточки. Однажды знакомые шутя подсунули ему схему вышивки, посоветовав заняться по сути тем же делом, только с гораздо большей пользой. Алексей принял совет всерьез и уже несколько лет занимается «разгадыванием кроссвордов» с помощью иголки и ниток. «Каждый свое счастье находит по несчастью», - объясняет он случившееся с ним народной поговоркой.
Начал с картинок для сумок и рюкзаков, которые шил также собственноручно. Но вскоре интерес к медвежатам, корзинкам и букетам сменил интерес к народной вышивке.
«НА ЩАСТЯ, НА ДОЛЮ»
Алексей Анатольевич принялся разрабатывать, по его словам, «тройку» свадебных рушников: для связывания рук молодоженов, под хлеб-соль и под ноги. Сейчас, показывая эти довольно искусно выполненные рушники, мастер рассказывает, какими они должны быть «по правилам», и анализирует допущенные им ошибки.
По старославянским канонам, ширина рушника должна составлять седьмую часть длины. Например, ширина 30 см, а длина, соответственно, – 210 см. Полотно берется домотканое, чтобы нигде не обрывалась нить. Для вышивания свадебных рушников, как правило, предпочитают красные и черные нитки. Алексей Горбов объясняет, что это самые популярные цвета у славянских народов, чьи вышивки вообще многоцветьем не отличались – два, максимум три, цвета.
Узор по краям состоит из трех частей, символизирующих дорогу предков, настоящую жизнь и небеса. Под «небесами», заметил Алексей, каждый подразумевает свое: кто Всевышнего, кто земную любовь, кто счастливое будущее. В основе узора у славянского мастера лежат розы – совершенные в его понимании цветы.
На свадебных рушниках вышивали пожелания молодым («На щастя, на долю»), голубей, лебедей и других птиц, символизирующих для людей верность. Очень важно, чтобы птицы на рушниках смотрели только друг на друга.
Особые требования к рушнику, который стелют под ноги вступающим в брак. Середину его нельзя вышивать (чтобы затем не топтать символы), а края не принято украшать кистями или кружевами – просто делают обычный подворот. То, что узелков на вышивке не должно быть, – само собой разумеющееся.
Кстати, просто подвернутыми должны быть края и у семейного («родинного») рушника. Этот рушник обязательно заключает в себе символ древа жизни – изображение дерева, ветви, цветка, венка. Если древом жизни избран венок, то он ни в коем случае не должен смыкаться. Считается, что замкнутый круг указывает на оборвавшийся род – семейство, у которого нет потомства. Семейный рушник хранили от посторонних глаз, не выставляли напоказ, развешивая, как другие, на стене. Его могли видеть только близкие люди, родственники.
К сожалению, современные дизайнеры часто используют в схемах для вышивки несовместимые, несоответствующие канонам символы.
НАРОДНАЯ ОДЕЖДА
Вслед за рушниками, мастер заинтересовался народной одеждой, в частности обрядовой.
Крестильную рубашку для младенца он пошил из домотканого полотна шириной 32 см. Как объясняет Алексей Горбов, для обрядовой одежды также надо брать домотканое полотно, где используется одна непрерывная нить. Сегодня в домашних условиях ткут полотно также шириной 37, 38, 45 и 100 см. Занимаются этим, в основном, жители западных областей Украины.
Выкройка – проще простого, вырезается только горловина. Мастер обратил внимание на то, что и повседневную древнеславянскую одежду шили с минимумом отходов. Скорее всего потому, что люди не могли себе позволить выбрасывать то, на что был затрачен нелегкий труд.
Вышивка на рубашечке двухцветная: в спокойных коричнево-желтых узорах угадываются очертания православного креста.
Алексей Анатольевич заметил, что современная мода продолжает оставаться агрессивной. Одежда всегда формировала линию поведения человека. Как человек одевается, так себя и ведет. Длинная юбка, например, была призвана стеснять женщину в движениях и в жизни, а брюки, соответственно, давали возможность мужчине чувствовать себя свободно, раскованно. В народе не случайно красный и розовый цвета (красота и теплота) принадлежали женщинам, а синий и голубой (вода и небо) – мужчинам.
НЕТ РАБОТЫ – БЕЗ ДЕЛА НЕ СИЖУ
Для вышивания Алексей Горбов использует не круглые, а квадратные пяльцы и двухстороннюю иголку с ушком посередине, с помощью которой делают сразу несколько стежков. На изготовление рушника может уйти месяц. Но гораздо больше времени, бывает и полгода, уходит на «вынашивание» замысла и подбор цветов. Правильно выбрал цвета – полработы сделал. Увлекшись, он может сидеть за рукоделием по 12-18 часов.
Сделав один рушник, ко второму мастер приступает не скоро – надо время, чтобы пришло вдохновение.
Как признается мастер, вышивание спасает от депрессии и помогает обрести смысл существования зимой, когда нет работы, – сейчас он трудится строителем. В то же время он замечает, что с плохими, тревожными мыслями за вышивание лучше не садиться. Иголка «пойдет не туда», и все придется переделывать, что довольно хлопотно. Если сразу не получилось сосредоточиться на рукоделии, то лучше его пока отложить.
Алексей Анатольевич предложил провести небольшой эксперимент: подержать ладони над разными вышивками, фиксируя ощущения. Пальцы руки, которую я держала над узором рушника, сразу запульсировали теплом. Ладонь, распростертая над крестильной рубашкой, оставалась прохладной. Алексей объяснил это тем, что рубашка сшита на машинке, а рушник он полностью изготовлял вручную. Изделия хранят в себе информацию о мастере.
Посчитав, что все дело в моем организме, я не поверила и поменяла руки. И снова же: в ладони над рушником – ощущение тепла, в ладони над рубашкой – спокойная прохлада, разве что в кончиках пальцев появилось легкое «пощипывание».
Говорят, что мужскую вышивку всегда можно отличить от женской. Но по каким приметам, известно только знатокам. Изнаночная сторона вышивок славянского мастера – такая же аккуратная, как и лицевая: ни узелка, ни обрезанной нитки.
Алексей Горбов – член славянского горрайонного клуба народного творчества «Славяне». Его вышивки выставляли в библиотеке Славянского педагогического университета.
На сегодняшний день трудоустройство – это достаточно актуальная проблема для нашей страны. Ведь с одной стороны рынок предлагаемых вакансий переполнен различного рода объявлениями, а с другой стороны – люди продолжают оставаться безработными. Как уберечь себя в такой ситуации, выгодно или нет становиться на учет в центр занятости, каковы особенности выплаты пособий – все это и много другой полезной и актуальной информации, вы уже сейчас можете найти и изучить на нашем специализированном сайте.