Главная » С миру по нитке » Войлочные сувениры Елены Лаптевой

Войлочные сувениры Елены Лаптевой

С миру по нитке | 20-05-2010, 13:36

Газета "БАШвестЪ" продолжает рубрику "Креативная гостиная". Мы знакомим вас с интересными людьми, которые проявили и проявляют себя в творческом плане: пишут стихи, рассказы, сказки, составляют кроссворды, увлекаются рисованием, коллекционируют, придумывают кулинарные изыски, плетут макраме, вяжут, шьют и т.д.

Героем рубрики может стать любой желающий. Если вы готовы заявить о себе всему миру, присылайте свои творения или рассказы о них на редакционный ящик gazeta@bashvest.ru - со своими фотографиями и краткой информацией о себе.

Сегодня о своем хобби расскажет Елена Лаптева. Уфимская художница по войлоку делает миниатюрные валяные сувениры и авторские игрушки.

По словам Елены, желание творить, создавать вещи своими руками пришло к ней само собой. В детстве она посещала школьную изостудию. В основном преподаватель занимался с ребятами живописью, а девочке очень хотелось что-нибудь слепить из глины. Выполненные в этой технике фигурки казались ей более интересными.

- Объем всегда привлекал меня, но реализовать мечту тогда не получилось. В пятом классе я перешла в математическую школу, и творчество отступило на второй план.

Оно напомнило о себе спустя много лет и возвратилось неожиданным образом. Заветное желание создать объемный предмет, Елене удалось воплотить - но не в глине, а в войлоке. В прошлом году она впервые попробовала сделать валяную игрушку. Через интернет-магазин приобрела необходимые для работы материалы: мотки цветной шерсти и специальные иглы. В отличие от других рукодельниц, Елену не прельщала идея делать практичные вещи. Создавать панно, покрывала, одежду и аксессуары из войлока она не хотела, душа лежала к миниатюрным безделушкам. Спустя какое-то время на суд домочадцев Елена представила свое первое творение - игрушечного жирафа.

- Технология изготовления маленьких предметов из войлока не отличается от создания крупных, но одна известная московская художница по войлоку отмечает, что миниатюрные игрушки валять непросто. Большие экземпляры можно детально проработать, с мелкими предметами сделать это гораздо сложнее, - делится секретами Елена.

Самый крупный сувенир из войлока, который сделала мастерица, - 17-сантиметровый кот. В основном же работы художницы не превышают в высоту пяти-шести сантиметров. Есть и вовсе крохи - не больше двух сантиметров.

Чудо-игрушка рождается из маленького комочка шерсти, который утрамбовывается специальной иглой. Елена не использует каркас и прочности конструкции достигает тем, что постепенно слой за слоем наращивает фигурку. Благодаря этому процессу композиция приобретает определенные формы. Для того чтобы игрушечному животному из войлока придать реальные черты прототипа, нужно хорошо знать анатомию того представителя фауны, над миниатюрой которой трудится художник. Знания особенностей строения помогают максимально точно передать рельефные мышцы, посадку головы, стойку животного, поэтому игрушечные звери выглядят, как настоящие.

В реалистическом стиле Елена предпочитает создавать сувенирных собачек. Для этого художница досконально изучает экстерьер многих пород - по фото и описаниям, и особенно тщательно те, что встречаются очень редко и на улице таких увидишь нечасто. Помогает в работе и то, что в их семье всегда держали собак. Любимым питомцам мастерица посвящает немало своих работ. Есть в коллекции художницы миниатюрные фигурки эрдельтерьера, вест-хайленд-уайт-терьера, скотчтерьера, пуделя. В скором времени к ним прибавится еще один войлочный собрат - доберман.

Вдохновение для творчества Елена черпает отовсюду. Прообразами для работы могут послужить картинки и фотографии из интернета. Очень часто художница обращается к мультяшным героям или придумывает сказочных персонажей сама. Елена признается, что, принимаясь за очередную работу, порой не знает, кого конкретно она делает. И очень не любит, когда случайные свидетели ее священнодействия начинают спрашивать, какую игрушку она сейчас делает. На взгляд художницы, что именно получится, становится понятнее ближе к завершающей стадии. Мастерица признается, что случается так, что изначально задуманный поросенок в конечном итоге перерастает в розового слоника.

- Разница между реалистическим и мультяшным стилями в том, что для первого варианта есть уже готовые образы. Нужно только максимально точно повторить их в войлоке. Сказочных персонажей надо еще придумать, и здесь художник волен поступать так, как ему заблагорассудиться. Войлок очень гибкий, податливый материал. Он позволяет воплотить любые образы, на что только способна ваша фантазия.

Большинство своих работ Елена начинает с эскиза. Очень важно в деле валяния фигурок соблюсти пропорции. От пропорций зависит конечный образ. Размер мордочки, лапок, ушей - каждая, даже самая маленькая, деталь должна быть идеальной. В качестве глаз для своих игрушек художница использует фабричные заготовки, иногда делает их сама - из войлока или пластика.

Образ человека художнице не очень интересен. Кукол в этнических костюмах она не создает, так как считает, что передать черты лица можно в глине, пластике, но не при помощи шерсти. Этот материал, по ее мнению, больше подходит для игрушек с мотивами флоры и фауны.

Все сувениры Елены находят своих хозяев и напоминают о себе прежнему владельцу лишь на фотографиях, которые делает сам автор. По словам художницы, большим спросом пользуются валяные фигурки собак разных пород, которые заказывают любители домашних животных. Клиенты помоложе обращаются с просьбой сделать мультяшного героя из войлока или даже целую композицию. Недавно мастерица получила заказ от одного частного коллекционера моделей автомобилей. Свое уникальное собрание он мечтает пополнить машинкой из войлока.

Елена старается не повторять работы, которые она когда-либо сделала. По замечанию мастерицы, каждая игрушка живет своей жизнью, и, как бы она ни старалась, никогда еще не получалось создать точную копию предыдущей работы. Новая игрушка имеет и другие формы, и выражение, и даже характер. Но неизменно объединяет их одно - теплота души и позитив их автора.