Главная » С миру по нитке » Людмила-искусница


Людмила-искусница

С миру по нитке | 25-05-2009, 11:21

В 2009 году президентскую премию получат пять новокуйбышевских учителей. В их числе - Людмила Сойкина, учитель черчения и технологии школы №8. А еще – обладательница Почетной грамоты министерства образования и науки РФ, победительница областного конкурса «Женщина года-2008» в номинации «Профсоюзный лидер». Впрочем, всех наградных листов, что ее самой, что ее учеников, все равно не перечислишь - места не хватит.  

Можно долго листать ее конкурсное портфолио, вчитываясь в отчеты о достижениях, характеристику, описание методики обучения... А можно просто зайти в школьный музей и все понять по визитной карточке настоящего мастера своего дела, которой являются работы ее учениц.

А эти рукотворные шедевры, созданные в основном из бисера, стоят того, чтобы их описать. Вот русский народный кокошник и оплечье, словно «забытые» здесь какой-нибудь Василисой Прекрасной из сказки. Рядом - настольная лампа, вся, от абажура до выключателя, преображенная хитросплетением бусинок разной величины и тщательно подобранных оттенков. Тут же - яйцо в традициях Фаберже, тоже из бисера. Оно открывается, как шкатулочка, и в нем оказывается еще одно яйцо размером поменьше, и еще, самое маленькое… Чрезвычайно тонкая и кропотливая работа! Или - томик Библии: лоскут красного бархата, бисер, стразы - и книга превратилась в шедевр. Главное - аккуратность, тщательность, безупречный вкус. И важно не переборщить с расцветкой - три-четыре цвета в одной работе, не более! Между прочим, вся эта красота принесла призовые места в городской и областной олимпиадах ее авторам - Яне Косоватовой, Ксении Макеевой и Наташе Колошко.

- Откуда берется идея?

- Тему сначала обдумываю я, рассчитываю всю технологию от и до. А потом уже вместе с ребятами доводим идею до совершенства, «колдуем» над воплощением, - делится Людмила Сойкина. - Причем, каждый раз кажется, что все, лучше уже не придумать никогда! А вот наступает новый год, очередная олимпиада, конкурс, и откуда ни возьмись, рождается новый замысел.

Вот, например, бисерные яйца появились после того, как учитель вместе с ребятами побывала в Санкт-Петербурге, в музее. Там же Людмила Васильевна присмотрела необыкновенный букет, выполненный, как оказалось к ее изумлению, из фарфора. А цветы были, как живые! Она долго ломала голову, из чего можно сделать нечто подобное. И придумала, когда как-то дома разделала рыбу и собиралась выбросить кости, но вдруг заметила их причудливый изгиб, цвет, фактуру…

Вообще, плетением из бисера учитель стала заниматься случайно. Несколько лет назад пошла мода у молодежи на всякие фенечки, стали появляться первые книги по бисероплетению. А к Людмиле Васильевне девчата-ученицы обращались за помощью: раз она их рукоделию учит, шить, готовить, то и браслетик из бусинок сплести научит. И учительница сама увлеклась…

А рукодельница Людмила Сойкина с детства. Даже не помнит, когда вязать научилась, кажется, что всегда со спицами и крючком обращаться умела! Впрочем, есть в кого. Ее предки по женской линии все такие были. Бабушка, например, рассказывала, что еще ее собственная мама и бабушка своими талантами славились. Шить-то раньше почти все женщины умели, а вот украсить готовые вещи вышивкой - не каждая. Бабушка была мастерица по филейной вышивке, а прабабушка такие узоры вывязывала!

Бисер, фриволите, макраме, вышивка, вязание… Чего только не умеет Людмила Васильевна! А впрочем, есть и такое - коклюшки. Пока она ни одной от начала до конца самостоятельно изготовленной на коклюшках вещью похвастаться не может. Но это, как говорится, в планах на будущее. Платье на собственную свадьбу она шила и украшала сама: в ателье отказали - уж слишком замысловатый фасон придумала невеста! А сейчас это платье то и дело в школьных спектаклях используется, Снегурочка наряжается…

…Кажется, что дом такой рукодельницы должен быть просто завален экспонатами. Но нет, говорит Людмила Сойкина, почти все дарю. Так что дом - это для нее мастерская. Слава Богу, семья у педагога понимающая. Муж, тот вообще никогда в помощи не откажет, если надо проволоку согнуть, что-нибудь прибить, словом, если мужская сила требуется. В школе он жене в этом смысле тоже помощник. У сыновей свои увлечения: у младшего, который в этом году вуз оканчивает, - это автомобиль, а у старшего, инженера-программиста по профессии, - космос, полеты. У него даже свой дельтаплан имеется и телескоп. Но передать свое мастерство Людмиле будет кому: внучка Алина подрастает, ей уже 10 месяцев!

Удивительно то, что учителем Людмила Сойкина стала не сразу, а тринадцать лет назад, для этого и в индустриально-педагогический техникум поступила. А прежде медиком была, пока собственных детей за парты не посадила, и так ей эта жизнь школьная приглянулась! Тем более в школе №8, где и сама училась, и добрая половина родственников - муж, брат, племянник, братья мужа… Она сюда будто домой вернулась. И сейчас уже четвертый выпуск провожать будет как классный руководитель.

Пользуясь случаем, интересуюсь у нее, а чем отличается технология от уроков труда, которые раньше вели в школе.

- Изменился подход. Сегодня на уроке я не просто учу девочек шить, вязать, готовить, но и делать проект работы. Пошаговый, с составлением технологической карты, экономическим обоснованием, то есть, рассчитывается заранее все - что, из каких материалов, по какой цене, во сколько все обойдется и так далее, - поясняет Людмила Васильевна. - Мне кажется, такой проект полезно уметь составлять. Ведь в будущем это может всем пригодиться, если, например, понадобится сделать ремонт в квартире или построить свой дом. Но хотелось бы, чтобы помимо технологии как школьного предмета было больше бесплатных кружков. Все наши призовые шедевры - это результат работы не на уроке, а именно в кружке, который я веду.

- А как оцениваете конкурс на президентский грант?

- Это – хороший стимул. Даже то, что в процессе подготовки портфолио просто анализируешь свою работу - уже полезно. Что говорить о гранте! Для любого учителя это серьезная материальная поддержка.