Как Вам новый дизайн сайта
Кружевные мотивы Пятовых
В основу своего бизнеса сестры Ксения и Анна Пятовы положили многолетнее хобби мамы Галины Николаевны. Именно благодаря маме вязание стало и их увлечением. Восхитительные кофточки и платья, выполненные крючком, которые мастерила себе Ксюша, вызывали восхищение и зависть ее студенческих подруг по томскому вузу. Так что уже в студенческие годы Ксения вязала вещи на заказ.
Мотив первый: интерес
Сестры Пятовы, недавние выпускницы вузов, решили открыть свое дело после того, как увидели на сайте администрации Междуреченска объявление о конкурсе бизнес-проектов на предоставление субсидий для организации собственного дела.
За разработку бизнес-проекта взялась старшая сестра Аня, для которой не прошли даром годы учебы менеджменту в сфере торговли. Да и консультации в Центре поддержки малого и среднего бизнеса оказались очень кстати. Защиту своего проекта сестры Пятовы провели в виде презентации своих изделий, поразив конкурсную комиссию великолепием и изяществом кружевных мотивов.
Открыв семейный бизнес, в котором, конечно же, нашлось дело для мамы, девушки (обе в свое время окончили художественную школу, так что с творческим воображением и художественным вкусом у них все в порядке) решили поставить на поток производство эксклюзивных вязаных вещей для междуреченских модниц. А выигранный муниципальный грант в сумме 300 тысяч рублей стал той материальной базой, которая была необходима для открытия дела.
«Нам это интересно, это творческая работа», – говорит Аня, отвечая на мой вопрос, чем заинтересовал именно этот бизнес. К купленной ранее на семейные деньги вязальной машине, получив грант, они приобрели еще вышивальную, кеттельную машины, другое необходимое оборудование, включая шкафы и стеллажи. У мастериц уже такой уровень, что они вполне могут придумывать эксклюзивные модели, не ориентируясь на журналы, хотя библиотека образцов вязания в ателье довольно богатая. Галина Николаевна и Ксения специализируются на сложных моделях ручного вязания, а Аня успешно применяет машинную вязку.
Их трикотажное ателье «Фриформ» арендует небольшое помещение в 24 кв. метра в магазине «Кудесник» на проспекте Шахтеров.
На витринах ателье – самые диковинные работы. Например, вышитый портрет. Или летние блузки из ирландского кружева. От них просто сложно отвести взгляд. Техника вязания кажется замысловатой, а сами изделия просто восхитительными! Очень тонкая ручная работа под силу только опытным мастерицам. Ирландское кружево – искусство довольно кропотливое, но по красоте с ним никакое другое не сравнится, поэтому ирландское по цене превосходит другие виды вязания.
Главная ценность ирландского кружева, наверное, в том, что оно до сих пор остается ручной, индивидуальной работой. Если вышивать, ткать ковры и гобелены, вязать трикотажное полотно уже давно умеют машины, то создать вязаное кружево может только рука мастера. Ажурные полотна, выполненные в этом стиле – как полотна художника.
Техника создания изделия — долгий, утомительный процесс, непоседам здесь делать нечего. Зато каждая вещь – это эксклюзив и настоящая роскошь.
Кружева, выполненные в ирландской технике, вяжутся крючком, с использованием трех нитей разной толщины. В отличие от обычного вязания крючком ирландское состоит из отдельных мотивов (листья, цветы, розетки), которые вяжутся порознь и затем соединяются с помощью сетки. Когда два века назад такая техника вязания появилась в Ирландии и обрела популярность во всем мире, этот способ давал возможность разделения труда – каждый вязальщик специализировался на отдельных мотивах, в соответствии со своими способностями. Таким образом, каждый член семьи мог внести свой вклад в общий заработок, поэтому вязали все – мужчины, женщины, дети, старики.
Секреты вязания ревниво охранялись каждой семьей. Готовые мотивы относились в кружевные центры в ближайшем городе, и там наиболее опытные и творчески одаренные мастера собирали из них готовые вещи.
Ирландское кружево охотно покупали в Дублине, Лондоне, Париже, Риме, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Популярность кружева колебалась в зависимости от моды, оно было сильно востребовано вплоть до второй мировой войны. А вот после спрос на предметы такой роскоши резко упал.
Сейчас интерес к этому рукоделию возрождается, во многом благодаря современным моделям дизайнеров, использующих эту технику. В журналах и Интернете теперь можно найти много интересных моделей. Но Пятовы готовы экспериментировать и разрабатывать модели для каждой модницы индивидуально.
Мотив второй:уроки первого года
Вообще Пятовы считают, что лучше попробовать и пожалеть, чем не пробовать и тоже жалеть. На этом энтузиазме они и продержались год. Говорят, что если бы не торговля пряжей, то на одном вязанье бизнес бы прогорел. Потому что половину прибыли «съела» аренда. За год за арендованное помещение ушло 96 тысяч рублей. Это стало основной статьей затрат. Как бы помог на первых порах таким предпринимателям, как Пятовы, бизнес-инкубатор с его щадящими условиями аренды! Но пока в городе о нем только мечтают.
Не оправдались надежды на рекламу. Узнав об услугах трикотажного ателье «Фриформ», междуреченки большей частью пошли туда совсем не для того, чтобы приобрести эксклюзивную обновку. Шли в основном те, кто рукодельничает сам, чтобы проконсультироваться, как вязать ту или иную деталь. Оказалось, что горожанок не особенно-то интересуют эксклюзивные вещи. И они вовсе не готовы выкладывать за них от двух до семи тысяч. За этот год в ателье появилось только несколько постоянных клиенток, кто по достоинству оценил мастерство искусных вязальщиц.
«Самые интересные вещи у нас «ушли» за пределы города, – рассказывает Аня. – Шикарное платье из ирландского кружева на мотивы осеннего листопада присмотрела новокузнечанка. Другое эксклюзивное платье «уехало» в Москву. Детский комплект купили в подарок для отправки за границу».
Получается, среди местного населения не нашлось тонких ценителей настоящего кружевного искусства? Или повлиял синдром провинциального города, и женщины оказались не готовы платить высокую цену за красивые вещи? А может, просто эти вещи не нашли своего покупателя?
Аня понимает, что надо пытаться продвигать изделия в другие города. Возможно, тогда и эта изумительная шаль из ирландских кружев, цена которой более 14 тысяч, найдет свою хозяйку. А пока девушка примеряет ее для фотоснимка в газету.
Но если эксклюзивные вещи заказывают и покупают редко, то, возможно, надо сделать ставку на ширпотреб? По словам Ани, осенью и зимой в заказах и так преобладают шапочки. А это совсем не то, что хотелось бы мастерицам. Попытались вязать к зиме свитера и кофты с жаккардовыми «северными» узорами. Но за 4 тысячи их никто не берет, хоть и теплые они, и красивые.
Пытались использовать Интернет. Продвигать товар через специальные сайты и социальные сети не получилось. Думали создать свой сайт типа интернет-магазина, но потом от идеи отказались: его надо тоже продвигать, денег это стоит немалых, а будет ли эффект, бабушка надвое сказала.
Теперь Пятовы уверены: такой бизнес, как у них, может быть перспективным только в крупных городах. Там менталитет другой, зарплаты гораздо выше и спрос на такие роскошные изделия гораздо больше.
«В нашем городе большим спросом пользуются не эксклюзивные, а простые вещи. Приходят заказывать кофточку или платье, мы предлагаем какую-нибудь интересную деталь, отделку, а люди боятся экспериментировать и как-то выделиться».
В салоне на манекене представлен изумительный комплект: однотонное ажурное платье с палантином, по стоимости всего 6,5 тысячи рублей. Ручная изящная работа ждет покупательницу. Ту, которая не побоится выделиться.
А у Ани уже новые мечты: «Хотим еще несколько направлений в технике вязания освоить. Перед Новым годом еду на курсы в Новокузнецк. Мне нравятся гжель, хохлома, хочу попытаться сделать что-то на основе этих мотивов. Еще не придумала, что и как, но все равно что-нибудь сделаю…».
Людмила ХУДИК.
Фото
Ярослава БЕЛЯЕВА.
Междуреченск.
Мнение эксперта
Ольга ШУБИНА,
маркетолог, директор ООО «Коммуникационное агентство Шубиной Ольги», г. Кемерово:
- Эта ситуация совсем не новая для бизнеса. Зачастую, открывая новое дело, предприниматели думают о чем угодно, кроме того, кто их услугу или продукт будет покупать, то есть, как говорят маркетологи, кто их ЦА – целевая аудитория? Какую базовую потребность этой аудитории они будут удовлетворять? На каких рынках это будет происходить? И наконец, кто будет продавать?
Понятно стремление создателей междуреченского ателье «Фриформ» удовлетворить потребность горожанок в красивых, эксклюзивных трикотажных изделиях. Но понимание красоты и эксклюзивности у людей разное. До сих пор никто не может четко ответить на вопрос, что красиво, а что нет. А в случае, когда принимается решение о покупке одежды, женщина смотрит в первую очередь на себя в этой одежде, а не на ее красоту или эксклюзивность. Одежда не должна затмить женщину.
Кружевные изделия Пятовых ярко подчеркивают все достоинства и недостатки фигуры (вязка ажурная, «дырявая») и, с одной стороны, больше подходят раскованной молодежи, но, с другой стороны, кружево пока не стало достаточно модным для этой целевой аудитории. Редкая женщина среднего возраста обладает идеальной фигурой и поэтому вряд ли рискнет надеть такое платье, значит, женщины среднего возраста тоже не совсем перспективная целевая аудитория ателье «Фриформ»…
Как много девушек или женщин будет готово отдать от 4000 руб. за кружевное платье для выхода в свет? Опыт «Фриформа» убеждает: таких мало. Или, вернее, у них должен быть какой-то особый повод для выхода в свет. К примеру, свадьба. Кстати, из ирландского кружева могут получиться очень красивые и, скорее всего, не очень дорогие комбинированные или просто кружевные свадебные платья, за которые невесты уж точно будут готовы отдать и более 4000 руб. Тем более, трикотажные свадебные платья сейчас входят в моду.
Остальные направления деятельности ателье «Фриформ», конечно, тоже можно раскрутить, но на это действительно нужны дополнительные инвестиции, которые в первую очередь пойдут на создание образа бренда для выбранной целевой аудитории, а потом уже и на тактические действия по его продвижению. Иного не дано.