Главная » С миру по нитке » Ткачество и количество

Ткачество и количество

С миру по нитке | 22-09-2008, 17:39

В центре традиционной народной культуры «Народные истоки» даже план развития учреждения ткут на специальном панно. «Народный календарь» Майи Сысоевой, который стал центральным экспонатом открывшейся в четверг выставки «Традиции живой родник», приуроченной к 5летию «Народных истоков», на открытии был объявлен руководством центра «главным документом». Направлением, в котором будет двигаться учреждение в дальнейшем.

«Пятилетие, помоему, не считается юбилеем, но для нас это первый крупный творческий отчет, итог нашей работы, — говорит директор МУК ЦТНК «Народные истоки» Наталья Лопатенко. — Мы хотели показать горожанам, как и над чем мы работаем, каков наш потенциал, также надеемся найти заинтересованных людей, которые желали бы с нами сотрудничать».

Сегодня «Народные истоки» представляют собой учреждение культуры, где в десятках кружков занимаются сотни людей. По данным за прошлый год, занятия тридцати девяти кружков посетило более семисот череповчан самого разного возраста. В экспозицию «Традиции живой родник», открывшуюся в Выставочном зале (ул. Юбилейная, 36), попало более двухсот работ: они представляют широкий спектр народных ремесел, культивирующихся в центре. Это ткачество, кружевоплетение, вязание крючком, плетение из бересты и лозы, бисероплетение, вышивка, роспись и резьба по дереву. Некоторые из них давно попали в «красную книгу» исчезающих ремесел. Например, ткачество, бытовавшее на Русском Севере. Раньше в наших местах использовали особую «закладную» технику, работая над половиком, рубахой или полотенцем. Схему задуманного рисунка заранее закладывали на станке, разбивая нить не на две группы, четную и нечетную, как в обычном ткачестве, а на десять и даже двадцать. При таком подходе у мастериц получались более сложные и искусные рисунки, зато сил и умения тоже требовалось немало. Ткать было легко и быстро, зато закладывать долго и трудно. По словам Натальи Лопатенко, в нынешней деревне практически не осталось людей, которым было бы под силу совладать с подобной техникой. По счастью, такие люди остались в городе. Эльвира Мельникова, много лет проработавшая на предприятии «Красный ткач», едва ли не последняя носительница древнего знания. Выполненные ею полотенца стали экспонатами новой выставки.

Над панно «Народный календарь» Майя Сысоева работала целый год — придумывала сюжеты, выбирала ткани. Зато теперь на нем «в картинках» можно увидеть все, чем жил русский крестьянин испокон веков. Его традиционные занятия разбиты по временам года. Наталья Лопатенко рассказала «Речи», что центр планирует развивать тему «Народного календаря» в ближайшем будущем: «Мы готовим специальные цикловые программы для детей, в которых будем рассказывать, что наши предки делали в то время года, когда проходит экскурсия. Как работали и как отдыхали, в какие игры играли».

Не так давно в центре занялись пошивом традиционного русского костюма, впрочем, «смахивать» на ателье «Народные истоки» не стали. Каждая рубаха и сарафан уникальны. Возможно, произведения подобного рода после показа на выставке со временем будут переданы городским фольклорным коллективам.

Произведения «Народных истоков», фактически, кроме выставок подобного рода да экскурсии в здании самого центра, увидеть негде. Купить их почти невозможно: «Народные истоки» считаются учреждением культуры, а следовательно, торговать не могут. «В старину люди жили и работали на земле, ремеслами же занимались в свободное время ради приработка. Современному мастеру очень трудно реализовать свои изделия, в том числе и законодательство этому мешает, — сетует Наталья Лопатенко. — Беспокоит и то, что в нашей стране не налажены механизмы защиты мастеров. Скажем, авторское право… Его попросту нет. Например, придет на нашу выставку человек, посмотрит на произведения, скопирует и выпустит в массовое производство. И ничего мы не сможем с этим поделать».


Читать последние новости Хмельницкого и облати можно подробнее тут