Главная » С миру по нитке » Изящное платье из мужских воротничков и «черный луг» из… капроновых чулок

Изящное платье из мужских воротничков и «черный луг» из… капроновых чулок

С миру по нитке | 20-05-2008, 17:38

Выставка, организованная министерством иностранных дел Норвегии и Норвежской ассоциацией прикладных искусств, открылась в областном центре художественных ремесел. Приуроченная к дням Норвегии в Мурманске, она представляет на суд мурманчан лучшие работы известных скандинавских художников прикладного искусства.

Сам термин «прикладное искусство» предполагает использование его предметов в быту. Но норвежские художники ломают стереотипы. Они лишь используют технику этого вида искусства, передают идею назначения предмета. Но на самом деле современное прикладное искусство Норвегии представляет собой в большей степени интерьерные работы, нежели предметы быта.

Об этом говорят сами экспонаты выставки, выполненные из несвойственных им материалов. Например, белое платье работы Марит Хелен Акслен сделано из воротничков от мужских рубашек. Художник просто скрепила их пуговицами между собой – получилось произведение искусства. Или ожерелье из серебряной нити с крупным жемчугом, изготовленное Ингер Бликс Квалинен с помощью техники вязания крючком. Наверное, мало кто наденет на шею колючую бижутерию, по форме напоминающую птичье гнездо. Но как предмет декора оно смотрится очень эксцентрично.

Вообще в работах норвежских художников бездна экспрессии. Вплетенные в каждую ниточку, резинку или проволоку чувства так и врутся наружу и в конечном итоге выплескиваются на зрителей потоком энергетики. Работа Кристин Сэтердал передает чувство печали. Само название – «Увиденное сквозь слезы» – предполагает размытые краски, бледные тона, ведь когда плачешь, видишь мир другими глазами. Круглая форма двух крайних гобеленов отражает мир в блеклом цвете, а посередине мы можем увидеть отражение двух миров: реального, повседневно яркого и красочного, и печального, какой мы видим, когда из наших глаз льются слезы.

«В каждом предмете зритель видит что-то свое, – говорит Ольга Буряченко, методист и экскурсовод Центра художественных ремесел. – В работе автор дает лишь посыл, маленькую зацепку, а полную картину зритель уже додумывает сам, вкладывая в увиденное собственный, сокровенный смысл».

Современные предметы прикладного искусства удивляют своей эпатажностью. Такова, например, работа двух художниц Левос и Вагле «Черный луг», выполненная на льняном полотне из дождевика и капроновых чулок. Причудливо переплетаясь, предметы женского туалета не вызывают отторжения, а наоборот, привлекают, манят, создавая некий таинственный образ черного луга. «Русский зритель уже привык к этой немного странной, смелой культуре, – поясняет экскурсовод Ольга Буряченко. – Его уже не удивляют бижутерия из проволоки, чаша, покрашенная морилкой и отделанная яичной скорлупой, или сумка, сшитая из старого горнолыжного костюма. Конечно, работы норвежских художников отличаются от привычных экспонатов российских выставок, но наш зритель готов к ним, он хочет увидеть в них что-то свое, новое, необычное».

Одно из новых направлений современного прикладного искусства – вышивка по дереву. В таком стиле выполнена работа Ларса Стуре «Удовольствие от чьей-то работы», изображающая бабочек. По легенде автор увидел картину своего друга-художника и не остался равнодушен: отразил свое видение порхающих насекомых. Контрастные цвета, которыми вышиты и окрашены бабочки, можно объяснить таким предположением. В английском языке есть поговорка: «Butterflies in my stomach» – «бабочки в моем животе», что означает чувство волнения в состоянии влюбленности. «В моем животе порхают бабочки, когда я вижу ее», – может сказать влюбленный англичанин. Бабочки в работе Ларса Стуре как раз отражают самые разные проявления любви: от темно-зеленых и серых тонов грусти до ярко-красных и оранжевых переливов радости.

Самый большой экспонат выставки – «Цепь рогов». Аслауг Юлиуссен собрал вместе оленьи кости, копыта и патинированные рога, нанизал их на толстую нить вместе с годовыми отметками этих животных, некогда висевшими у них в ушах. Громадная цепь высится до потолка, а внизу собирается в лабиринт. Опять же, кто-то здесь увидит человеческую жизнь, сложную как лабиринт, и восхождение наверх как символ близости к Богу, а кому-то удастся разглядеть вечность, ведь кость – символ бессмертия.

Так или иначе: в работах норвежских художников заложены глубочайший смысл, своя философия, которую каждый из нас трактует по-разному.