Главная » С миру по нитке » Реставраторы Эрмитажа восстановили уникальные панно из кабинета Екатерины Великой

Реставраторы Эрмитажа восстановили уникальные панно из кабинета Екатерины Великой

С миру по нитке | 17-12-2010, 15:01

Реставраторы Эрмитажа восстановили уникальные панно из кабинета Екатерины ВеликойВышитые стеклярусом полотна восемнадцатого века теперь предстанут перед посетителями в своем историческом виде. Эти панно - часть обстановки Китайского дворца в Ораниенбауме. Двенадцать вышитых полотен для своего личного кабинета заказывала сама Екатерина Великая.

На протяжение долгих лет считалось, что эти панно - дело рук французских вышивальщиц. Но позже оказалось, что вышивали их русские мастерицы-золотошвейки, которых направляла бывшая актриса Мария де Шель. На работу тогда ушло два года и два миллиона стеклянных бусин. В итоге вышивальщицы создали более двадцати метров вышивки синелью - специальным ворсистым шелком.

Сегодня полотна сверкают и трудно поверить, что еще несколько лет назад все они были в пятнах и грязи. Во время Великой Отечественной войны панно спустили в подвал Исаакиевского собора. Условия хранения были ужасными, полотна покрылись плесенью, кое-где появились дыры.

После завершения войны панно вернули в Китайский дворец. Однако все делалось наспех, панно не вставили в рамы, как положено, а прибили к стене гвоздями. Естественно, кое-где гвозди порвали ткань, часть стеклянных трубочек осыпалась. По словам заведующей лабораторией реставрации тканей Эрмитажа Марины Денисовой, все, что осыпалось, сотрудники музея собрали. Позже реставраторы отмыли и пришили трубочки на место.

Стеклярус, которым расшиты панно, создан в восемнадцатом веке на Усть-рудищенском мозаичном заводе. Сегодня в России не производят ничего подобного. В поисках похожего стекляруса реставраторы объехали немало стран. В итоге нашли подобный в Чехии. Количество новых трубочек минимально - лишь несколько штук.


Гораздо труднее было восстановить уникальную шелковую живопись. Ее воссоздавали по стежку, с трудом отмывали прекрасный рисунок от краски, которой его "раскрасили" после войны маляры "чтобы было поярче". Как говорит директор Государственного музея-заповедника Петергоф Елена Кальницкая, у реставраторов Эрмитажа золотые руки. По ее словам, они сделали чудо.

Через год все двенадцать полотен вновь перевезут в Китайский дворец Ораниенбаума. Там их ждут специальные золотые рамы. После этого Стеклярусный кабинет обретет тот самый вид, в котором его лицезрела Екатерина Великая.