Как Вам новый дизайн сайта
Hand-made по указу
Театр начинается с вешалки, а проверки в каждой организации начинаются с книги проверок. 18 марта Совмин принял постановление N383, предусматривающее приведение формы книги учета проверок в соответствии с новейшими нормами законодательства. Теперь даже те предприниматели, которые не догадывались о прогрессивных нормах указа N510 от 16.10.2009г., устанавливающего новый порядок проведения проверок, смогут выучить его основные термины, кропотливо переписав их от руки несколько сотен раз.
Говорят, что в незапамятные времена организации работали без спецкниг учета проверок, что, безусловно, не лучшим образом сказывалось на состоянии контрольной и надзорной деятельности. Доподлинно известно, что в 2001г. Совмин утвердил форму и правила ведения такой книги, однако организации могли самостоятельно ее заводить и заверять своей печатью. К счастью, эволюция книг учета проверок продолжалась, и наконец, в 2008г. все субъекты хозяйствования вынуждены были пройти увлекательную процедуру регистрации новых книг учета проверок (ревизий) в налоговых органах. Два года затишья (чему способствовал в т.ч. введенный в прошлом году мораторий на проведение проверок) - и свежее постановление правительства снова изменило форму книги проверок.
На этот раз законодательство не только предусматривает обязанность всех юрлиц и ипэшников иметь в наличии новые книги проверок не позднее, чем через один месяц после официального опубликования постановления N383, но и закрепляет возможность «приведения в соответствие» старых книг учета проверок, ранее зарегистрированных в налоговых органах.
Суть изменений в форме книги проверок в следующем - незначительно скорректированы названия граф (однако благодаря измененному порядку слов названия придется переписывать полностью), добавилось одно подстрочное примечание, а также отдельная графа «Примечание». На этом новеллы заканчиваются.
На первый взгляд может показаться, что правительство могло бы просто утвердить особенности заполнения старых книг проверок (допустим, указать, что при заполнении сведений о проверках в зарегистрированных книгах старой формы не вносятся сведения о перечне вопросов, а при необходимости внесения примечаний они вносятся в графе под определенным номером и т.п.). Однако легкие пути не всегда уместны, поэтому был выбран куда более интересный и увлекательный для хозсубъектов вариант: приведение всех книг «в соответствие» с новой формой.
На момент написания материала новая книга проверок в продаже отсутствовала, а представители налоговых органов по телефону советовали воспользоваться предоставленным правом и привести в соответствие старую книгу, самостоятельно определив порядок такого «осовременивания» книги.
Я тут на днях приобрел в «БелБланкаВыде» старую книгу проверок и провел с коллегами весьма трудозатратный эксперимент. В итоге могу предложить два варианта следования последним требованиям законодательства (варианты предлагаются в порядке обсуждения; вся надежда на разъяснения налогового органа либо на отмену нормы, предписывающей привести книги в соответствие с новыми правилами; пожалуйста, не следуйте инструкциям «сделай сам» до согласования с вашим налоговым инспектором).
Первый вариант требует повышенной аккуратности, трудолюбия и наличия значительного количества свободного времени. Если в начальной школе вас за уши нельзя было оттянуть от процесса чистописания или же вы до сих пор восхищаетесь трудом средневековых переписчиков летописей - этот вариант исключительно для вас. Вооружившись ручкой и линейкой, вы можете «переименовать» заголовки и добавить еще одну графу (при необходимости доклеив ее на гибкой сцепке скотчем). Всего один рабочий день - и вы сможете демонстрировать книгу учета проверок не только как обязательный документ, но и как забавную поделку, выполненную своими руками.
Для тех, кто в начальной школе любил заниматься аппликацией, вполне подойдет более радикальный вариант. Преступно поднимать ножницы на зарегистрированную в налоговом органе книгу, но если отрезать верхнюю часть всех страниц, кроме первой и последней, а на оставшиеся нетронутыми страницы наклеить новую «шапку» с названием граф, после чего разлиновать каждый лист с учетом дополнительной графы, то оперативно (временные затраты - всего два часа) можно получить новый облегченный вариант книги проверок.
Подведем краткие итоги. По данным Минюста, на 5 марта 2010г. в Беларуси действовало 157374 юрлица и 257430 индивидуальных предпринимателей. Следовательно, при условии приведения книги проверок в соответствие по упрощенной схеме понадобится затратить почти 1 млн. человеко-часов (примерно 19 лет непрерывного труда одного специалиста). А ведь сколько разумного, доброго, вечного можно сделать за это время! Даже если в продаже появятся новые книги проверок, количество затрачиваемого времени не сильно уменьшится - придется ехать в налоговый орган для их регистрации.
Стоят ли косметические изменения в книге проверок таких усилий потенциальных проверяемых? Конечно же, стоят! Ведь как театр начинается с вешалки - любая проверка начинается с книги проверок.