Главная » С миру по нитке » «Шов колдуньи» и «Перламутр Розалин»

«Шов колдуньи» и «Перламутр Розалин»

С миру по нитке | 20-10-2008, 15:12

Говорят, без кружев можно обойтись: это ведь «так, баловство, забава, украшение... Ведь не рубахи, не платья, не пальто». Но когда видишь эти узоры, отчего-то застываешь у витрины. Просишь показать, осторожно вертишь, перебираешь, гладишь... И понимаешь, что без них никак - все-таки это настоящее украшение.

В минувший четверг минчанам представилась возможность увидеть «кружевные шедевры»: в галерее «Лабиринт» Национальной библиотеки открылась выставка антикварных кружев из Музея белья бельгийского города Кортрейк, давно признанных произведениями искусства. Но, кроме кружева, на открытии было еще кое-что: накануне отъезда в немецкую столицу дизайнеры - участники проекта «Мельница моды» представили на выставке свою новую коллекцию одежды из белорусского льна и бельгийских кружев, которая будет открывать показы в Берлине, Брюсселе, Праге и Вене.

Говорят, идея показать «кружевное сокровище» своей страны давно пришла в голову послу Бельгии в России и Беларуси (по совместительству) Бертрану де Кромбрюгге. И одновременно кто-то из гостей «Мельницы моды» заметил: «А почему бы вашим дизайнерам не поработать с бельгийским кружевом и льном?» Две идеи, как ниточки в мехеленском кружеве, сплелись в хороший проект.

Около тридцати дизайнеров получили задание, было сделано не менее ста эскизов, но одобрение в Брюсселе получили только шесть из них. Так родилась коллекция «Модный мост».

Татьяна Маринич представила на суд публики комплект: бриджи и блузу-оригами, в которой из-под многочисленных складок и разрезов кокетливо выглядывает кружевной лиф, а кружевные оборочки сходятся на поясе маленьким бантиком. Маргарита Будник сшила нежно-салатовое платье-фрак с несколькими ярусами кружевных юбок. Юлия Бабий задумала воздушное платье, какие носили в 60-е, с вертикальными полосами кружева и большим кружевным бантом на плече.

Карина Галстян представила костюм по мотивам народного кафтана с ворохом нижних юбок и кружева. Надежда Котова создала костюм для жениха: фрак с длинными фалдами, украшенными кружевом. А Анна Драгоценная работала над нарядом невесты: расширяющееся книзу подвенечное платье из кружева с круглым воротником, переходящим в вырез на груди, и уникальным вырезом на спине.

Когда показ закончился и гости перешли в другой зал полакомиться шоколадом, который, как кружево, нанизывали на фрукты (говорили, что к открытию выставки было подготовлено 1,5 тыс. шоколадных конфет), корреспондент «БелГазеты» вернулась в выставочный зал, чтобы еще раз посмотреть экспозицию.

В витринах лежали легкие, прозрачные, белоснежные кружева с тонкими узорами: брюссельское, лилльское, брюггское, мехеленское. Вот кружево «Перламутр Розалин», а вот свадебное кружево. А в этой витрине фламандское кружево начала прошлого века и валансьенское кружево, которое сплели еще в начале XVI в., и деревянные коклюшки: ими пользовались еще мастерицы того времени. А еще серьги, кулон и кольца в виде цветов из «золотого» кружева в 24 карата. «Давняя традиция изготовления кружева связана с созданием ювелирных украшений из такого «золотого» кружева», - поясняет один из организаторов. По его словам, эти украшения были созданы мастером, который учился в знаменитой школе кружева в Брюгге.

«По кружевам сходили с ума, на кружевах разорялись, кружевные вопросы обсуждали короли, кардиналы и министры. За кружева заточали в тюрьмы, били плетьми и отрубали головы», - рассказывал кому-то один из организаторов.

Он говорил, что «кружева даже спасли от нищеты целый народ, целое государство - Фландрию», современную Бельгию. Короли Португалии, Австрии и Англии грозили заточением и даже виселицей тем своим подданным, кто осмелится покупать и ввозить в их страны фламандские кружева, продававшиеся по баснословным ценам. Но угрозы помогали мало, и отток золота во Фландрию был поистине катастрофическим.

«А где «шов колдуньи»?» - громко спросил вошедший в зал посетитель. Он хотел видеть кружево, которое было таким тонким, что могло быть создано только детскими руками.

Корреспондент «БелГазеты» перешла к другой витрине. На кружевной салфеточке склонилась над рукоделием прелестница. Почти в такой же позе, перебирая пальчиками привязанные к коклюшкам ниточки, полчаса назад сидела у входа в выставочный зал мастерица. Ее обступили со всех сторон любопытные. «Красота-а-а! - нараспев произнесла дама в элегантной шляпке. - И почему мы так не умеем?» «Мы иначе умеем: тоже красиво, - возражает ей приятельница. - Но не делаем...»

На следующее утро корреспондент «БелГазеты» обзвонила немало отечественных предприятий, и везде ее уверили: «Хороших белорусских кружев почти никто не выпускает».

«Мы закупаем рижские кружева, - заметила конструктор Оршанского льнокомбината. - Они лучше белорусских: в гомельских кружевах, например, вплетена искусственная нитка, и, когда утюжишь, ниточка плавится, а кружево распускается. Да и выглядят они хуже рижских».

В ПТО «Белхудожпромыслы» заметили, что кружево ручной работы плетут только в центре белорусских народных ремесел «Скарбнiца». «Они делают уникальные вещи: реставрируют национальные костюмы и рушники. Но такой рушник может стоить $600-700 - не каждый купит. Это не Бельгия: здесь нет рынка сбыта!»

Художник-конструктор Людмила Тарасова из центра «Скарбнiца» подтверждает: «Плетение кружева - трудоемкий процесс». Когда-то они «плели такие кружева - хоть на выставку, каждое - произведение искусства». Но«сегодня мы мало работаем с кружевом».

Дизайнер Карина ГАЛСТЯН, работавшая с бельгийскими кружевами в рамках проекта «Модный мост», поделилась с корреспондентом «БелГазеты», каково это.

Работа с кружевом из Бельгии почти не отличалась от работы с любым другим кружевом. Может быть, потому, что мы работали с промышленным, а не рукотворным кружевом. У меня лично было кружевное полотно: такое можно купить и в Минске. Но это, конечно, тоже не наше, не белорусское кружево, его привозят из-за границы.

Я бы сказала, что бельгийское кружево, которое мне привезли, очень нежное: цветы словно высажены на тонкую сеточку-паутинку. Нужно было работать чрезвычайно аккуратно, чтобы, не дай бог, не порвать. Но, что интересно, когда это тонкое полотно было собрано, как я задумывала, оно оказалось очень тяжелым. И мое «облако» обвисло, потянуло кафтан вниз. А мне-то нужно было создать объем... Пришлось сшить из льна нижние юбки.

- Но сами организаторы говорили на открытии, что «настоящее бельгийское кружево более грубое, народное...». Вы это не почувствовали?

- Я это поняла сразу. И еще в самом начале, когда я только получила задание сделать модель из льна и кружева, я подумала, что буду отталкиваться от народного костюма. Основу нужно искать в истоках...

- Но при этом вы выбрали не фламандский, а белорусский костюм...

-А почему бы нет? Я еще тогда подумала, что крой белорусского кафтана можно переложить на свой лад. Если честно, я не изучала фламандский народный костюм, но если вспомнить французский костюм - пышный высокий воротник и манжеты, - у меня есть все эти элементы.

- Задание «поженить» бельгийское кружево и белорусский лен было сложным?

- Нет, эти материалы очень органично сочетаются. Конечно, нужно было продумать костюм: нельзя просто так взять кружево и вставить в юбку или сюртук. Сначала нужно было создать образ, нарисовать силуэт... А потом его наполнять льном и кружевом...

- У вас есть возможность работать с белорусским кружевом?

- Если честно, я не знаю, производится ли сейчас в Беларуси кружево. Здесь можно купить любое кружево, выбор очень велик, но дорогие кружева, как правило, не белорусского производства. Хотя мне очень нравятся эти старые рукотворные салфеточки, рушники, пошитые давно-давно мастерицами из народа... Это очень красиво!

- Кто-нибудь из ваших коллег-дизайнеров работал с кружевом ручной работы?

- Нет, к сожалению. Мы даже не выбирали, с чем будем работать: в Брюсселе дизайнеры сами подобрали кружево под мой эскиз и привезли. И мне пришлось работать с тем, что есть.

Когда мне привезли полотно, у меня был легкий шок: ведь когда я еще работала над эскизом, я понимала, что кружева так много, и модель должна быть такой, чтобы любое кружево туда отлично «село». Но все-таки это должен был быть очень легкий костюм, невесомый, и кружево должно было быть очень легким. Но ничего, я выкрутилась.