Главная » С миру по нитке » От боевых копий до дамских рукоделий

От боевых копий до дамских рукоделий

С миру по нитке | 21-07-2006, 13:43

Как бы ни развивались и множились виды и формы современного туризма, но в небольших городах отправной точкой этой индустрии остается мест-ный краеведческий музей. Можно сколь угодно иронизировать над пыльными чучелами, ржавыми топорами и разбитыми горшками, но именно в музее можно получить исчерпывающую информацию о том, кто в этих краях жил, чем занимался и на кого охотился. И в зависимости от этого строить свои личные планы – ехать ли на охоту или отправиться в паломничество по святым местам. К тому же вышеописанный образ провинциального музея понемногу уходит в прошлое: современные экспозиционные технологии плюс фантазия музейных работников иногда творят чудеса. 
В городе Торопце Тверской области туризм позиционируется в качестве одной из главных составляющих местной экономики. Что вполне естественно: практически нетронутая природа, предоставляющая завидные возможности охотникам и рыбакам, богатейшая история, множество святых мест позволяют развивать и паломничество, и культурологический, и эколого-ландшафтный туризм. Однако того самого общего центра до последнего момента не было: в течение трех лет краеведческий музей был закрыт на ремонт.
Само музейное здание представляет собой один большой экспонат. Богоявленская церковь, построенная в 1764 году на средства купца Гундорова, считается самым ярким образцом Торопецкой архитектурной школы, разработавшей собственную уникальную версию стиля барокко на стыке столичных влияний и традиций русского зодчества ХVII века. Фасады еще ждут реставрации – предполагается, что в будущем году Богоявленская церковь будет включена в программу областного комитета по охране историко-культурного наследия. Внутри же ремонт уже закончен, и на первом этаже разместилась краеведческая экспозиция, созданная художниками Валерием Васильевым, Анатолием Садковым и Николаем Хмылевым под чутким руководством заведующей музеем Натальи Платовой.
Гордость и специфика торопецкого собрания – несколько цельных и весьма обширных коллекций. В частности, коллекция оружия: копья, бердыши и рогатины ХVII века, протазан и несколько пушек середины ХVIII века. Веер этих устрашающих железок, обрамляющий макет кремля на Красном острове, где, собственно, и расположен музей, – первое, что видят посетители. К новому времени Торопец уже утратил статус порубежного города, однако традиции остались. Происхождение этой коллекции пока неизвестно: возможно, она была передана в Торопец из другого музея либо перевезена из какой-то усадьбы – документов на этот счет не сохранилось.
Зато известно происхождение уникальной коллекции медалей ХVIII – ХIХ веков. Как рассказала генеральный директор областного объединенного музея Татьяна Черных, лет пятьдесят назад была широко распространена практика обмена между музеями, и в 1962 году Торопец получил эту коллекцию из самого Эрмитажа. В этих произведениях лучших российских медальеров Юдина, Иванова, Миллера можно проследить всю историю империи. Первая медаль изготовлена по случаю рождения будущего императора Петра, далее идут портреты Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы, Екатерины Великой. Последняя посвящена 300-летию дома Романовых. Отражены в медальерном искусстве битвы под Нарвой и Полтавой, взятие Азова, а также события другого рода: учреждение Академии художеств, перевозка Гром-камня для Медного всадника и открытие этого памятника. В экспозиции эта коллекция дополнена несколькими тарелками из парадного дворцового сервиза, изготовленного в 1780 году заводом Гарднера. Таких сервизов, украшенных изображением российских орденов, было несколько. Здесь представлены предметы с изображением ордена Александра Невского, который сыграл важную роль в истории Торопца. Включен в экспозицию и живописный портрет Екатерины II, также переехавший в Торопец из Эрмитажа.
В этом разделе отражены события российского масштаба. Но не менее интересна жизнь торопецких обывателей. Этот пограничный город всегда был еще и крупным торговым центром начиная с того времени, когда здесь проходил путь «из варяг в греки». В экспозицию, впрочем, включены предметы торгового обихода, относящиеся к более поздним временам. В частности, весы, принадлежавшие, как следует из надписи на них, Ивану Зайцеву. Не был ли он из тех матерых торопецких купцов, которых за их жуликоватость Екатерина II «наградила» многопудовой медной (по другим версиям, чугунной) медалью?..
Пока мужчины торговали, их жены соперничали между собой в богатстве нарядов. Здесь, как и в архитектуре, Торопец отличался «лица необщим выраженьем». Существовал уникальный жемчужный головной убор – «кика с шишками» или просто «шишак». Он мог стоить от 2 до 7 тысяч рублей – целое состояние, часто более весомое, чем все недвижимое имущество семьи. Это было не просто украшение, а весьма надежное вложение средств. Сохранились лишь его изображения на гравюрах, а также подлинная фотография нарядной купчихи, датированная 60-ми годами ХIХ века.
Впрочем, повседневный наряд ХIХ века был попроще. У одного из окон возле граммофона чинно примостилась барышня в белом платье с кружевами. Мы, признаться, сначала несколько испугались: в зале темно, дверь закрыта на ключ, а у окна кто-то сидит. Татьяна Черных рассказала, что в старой экспозиции пластмассовая девица была одета крестьянкой. Но, когда размотали простенькую шаль, открылось чрезвычайно интеллигентное лицо. Барышню принарядили, причем привезенное из Твери платье оказалось точно впору, даже подгонять по фигуре не пришлось. А вот имени у нее пока нет. Впрочем, свежий взгляд нашего фотографа уловил несомненное, хотя и несколько неожиданное сходство: белое платье чрезвычайно изысканно оттеняет смугловатое лицо никакой не торопецкой мещанки, а настоящей Кармелиты из мексиканского сериала.
С торопецким краем связано немало замечательных имен. Что интересно, многие уроженцы сухопутного (впрочем, стоящего на двух озерах) Торопца связали свою жизнь с морем. Самый известный из них – адмирал Петр Рикорд, которому рядом с Богоявленской церковью установлен памятник. В новую экспозицию включена в числе прочих экспонатов копия рескрипта Николая II к 60-летию службы адмирала: «…Флаг ваш будет всегда указывать русскому флоту путь чести». Репутация же другого персонажа не столь безупречна:
– Генерал Алексей Куропаткин известен нам по учебникам прежде всего как военный министр, бездарно проигравший русско-японскую войну, – рассказывает Татьяна Черных, – мы же решили показать не столько военачальника, сколько человека, жившего на торопецкой земле в имении Шешурино. В экспозиции представлен уникальный альбом 1899 года с акварелями Шарлемана, усадебные вещички, фотографии – вот Алексей Николаевич на озере (он обожал рыбалку!), а вот среди детей, учеников знаменитой сельскохозяйственной школы, которую он основал на свои деньги и для которой выделил часть земель. Помимо прочего, он был еще и краеведом; он не просто создал в Холме краеведческий музей, но и разработал очень актуальную сейчас концепцию, согласно которой музей не просто скопище экспонатов, он должен помогать людям, распространяя знания.
Вспомнив печальную историю старицкого музея, мы не могли не поинтересоваться: не рискует ли музей, расположенный в храме, вдруг оказаться на улице?
– В Торопце есть четыре действующих храма, восстанавливается Корсунский собор, – говорит Татьяна Черных. – Так что на это здание никто не претендует. Более того, мы обращались к местным властям. Кстати, они нам действительно очень много помогают, проявляют большой интерес к музею. В администрации гарантировали, что таких проблем, как в Старице, у нас не будет.
Сейчас формирование постоянной экспозиции продолжается, ждут своей очереди отдел природы и богатейший пласт торопецкой истории – археологические коллекции. В музее будет выставочный зал, а также весьма своеобразная интерактивная композиция – партизанская изба. Здесь дети смогут не просто рассматривать экспонаты, они будут всерьез готовиться к партизанскому походу: учиться оказывать первую помощь, осваивать оружие по подлинным плакатам военного времени. А при необходимости эта изба легко трансформируется в этнографическую экспозицию. Это лишь один из современных экспозиционный приемов, который превращает музей из скучного хранилища древностей в поучительное и просто интересное место.