Главная » С миру по нитке » Мамино платье - с характером

Мамино платье - с характером

С миру по нитке | 7-03-2004, 13:23

Как бы ни старались наши модницы выглядеть так же, как и европейские женщины, особый шарм выдаст россиянку везде и всегда. Это еще раз подтверждает книга экспертов моды Нины Самсонадзе и Ирины Кононовой, решивших исследовать платье ХХ века в России. 

Шикарных толстых книг по истории костюма у нас издается не так уж много - в основном искусствоведы и дизайнеры вынуждены работать по зарубежным изданиям. Исследований российской моды и того меньше - мы с удовольствием изучаем костюм ХVI-XIX веков, этнографию и моду в СССР. Дуэт Самсонадзе - Кононова своими силами взялся поднять огромный пласт советско-российской истории моды. Понимая, что это задача сложная, авторы книги решили ее по-женски остроумно, написав маленькие главки-эссе, богато иллюстрированные. Тут вам и мамино платье, и платье кинодивы, вечерние наряды и домашние скромные ансамбли...
Листаешь страницы и вспоминаешь - вот эту картинку мама вырезала из журнала "Работница". А вот почти такой же снимок висел у бабушки в спальне. Еще один очевидный факт - если сравнивать фотографии с модой тех же лет, но в Европе, отчетливо видишь, как даже в бездушно-скучные костюмы наши модницы всегда добавляли индивидуальную искорку - ручная вышивка, плетеное кружево - рукоделье всегда выручало наших женщин в безденежье и лихолетье.
К величайшему сожалению, у нас практически нет коллекций одежды ХХ века. В Историческом музее нам отказали в предоставлении материала, так как сами пишут книги, - рассказывает Нина Самсонадзе. - Частные коллекции отличаются неполнотой. От постановочной съемки пришлось отказаться. Использовать кадры из фильмов оказалось технически очень сложно, учитывая, что мы замахнулись на целый ХХ век. И мы доверились правде жизни.
Документальные фотографии из семейных архивов и журналы мод - основные иллюстрации в книге-исследовании. Бывший преподаватель Технологического института Евгения Гутина предоставила свой личный архив, и две огромные сумки со старыми журналами мод 50 - 80-х годов перекочевали к Кононовой в офис. В букинистических магазинах удалось обнаружить несколько экземпляров "Парижских мод", приложения к "Ниве" за 1900 и 1901 годы. Открытием для авторов книги стала подборка журналов "Искусство одеваться" за 1928 - 1929 годы, которую им показали в музее В.В. Маяковского. Ничего подобного на уровне оформления, оригинальности рисунков, композиции страниц видеть не приходилось. В музее Маяковского нашли и будущую обложку книги. Использовали подлинный рисунок В. Ходасевич, который она делала для обложки очередного номера "Искусство одеваться", показалось, что он чуть ли не буквально иллюстрирует слова названия книги. А замечательное платье в горох (его все же трудно представить на живой женщине в конце двадцатых годов) оказалось на пике сегодняшней моды. Кстати, в этом году на конкурсе "Платье года" введена новая номинация "Красное платье в белый горох", и молодые модельеры восприняли это предложение с энтузиазмом.
Времени на азартную охоту за снимками было всего месяц. Знакомые и знакомые знакомых копались в личных семейных архивах, добывая подчас уникальные снимки. Семейные альбомы оказались буквально кладом прекрасных фотографий женщин в платьях с начала века до 60-х годов. Где-то с середины 60-х, как объяснили знатоки фотографии, стали реже сниматься в ателье, у профессионалов, стала хуже пленка и фотобумага, качество любительской фотографии оставляло желать лучшего. Снимков 70-80-х, даже 90-х годов женщин в платьях в полный рост в семейных альбомах почти нет, а то, что есть, невыразительно, плохого качества. Кажется, даже фотографии отражают застойное безразличие. Изменилась одежда, женщины в массе своей стали меньше носить платья, как-то "притухли". Контраст очень заметен по сравнению с фотографиями 50-х годов, где женщины - в ярких платьях, изящных прическах, подкрашенные и, главное, веселые.
Особая статья - архивы известных фотографов. Женщины в платьях, шутили знатоки, чересчур сложный вопрос, проще найти женщин без платьев. Предмет гордости Ирины и Нины- фотография М. Матуса "Девочка в гимнастерке". Авторам показалось, что ее достаточно, чтобы рассказать о войне. А фотография Дм. Бальтерманца "Выпускной на Красной площади" будто бы вобрала в себя все прекрасные ожидания начала 60-х годов.
Предмет особой гордости - находки в Государственном архиве литературы и искусства, работников которого запрос "найти женщин в платьях" поверг в шок. Две пражские фотографии Любови Орловой (1946 год) с дарственной надписью Фаине Георгиевне Раневской поразили невероятной энергией, притягательностью.