Главная » Другие рукоделия » Художник по тканям


Художник по тканям

Другие рукоделия | 6-03-2011, 14:20

ручная набивкаЭта профессия берет начало в глубокой древности. Древнерусский художник, нанося рисунок, думал о том, что, сшитая из выполненной его руками ткани одежда, будет оберегать человека от злого умысла, сглазу, чар недобрых людей, поможет собрать хороший урожай, даст крепкое здоровье. Для того, чтобы правильно изобразить знаки-символы, художнику надо знать их своеобразную азбуку. Это была наука, передаваемая из поколения в поколение и бережно хранимая. Этой наукой художник овладевал не в школе, а получал знания из уст своего деда или бабки в темной избе, где он, постигнув ее, и начинал свою творческую деятельность.

Приспособления для нанесения рисунка несложны, и освоение их не составляет труда. Они назывались манерами. Вырезанную из дерева манеру, покрытую красителем, сильным ударом молотка прибивали к холсту. Отсюда способ и получил название набивки.

В XVIII-XIX веках появились химические красители, печатные станки, ткацкие машины. Но труд художника по-прежнему оставался нелегким. Он числился в ранге красильщика и находился в таком же тяжелом положении, как и большинство рабочих. Настоящие шедевры созданы руками бесправных, живущих в бедности художников. Ткани воспроизводили лесные кущи, буйство цветов, диковинных птиц, порхающих по веткам невиданных деревьев. Не менее удивительны они и по колористическому решению. Некоторые включали до тридцати оттенков одного цвета. При этом использовалось дорогостоящее сырье, техника многоцветного ручного ткачества, вышивка, роспись. На изготовление одного квадратного метра подобной ткани уходили не часы, а недели, даже месяцы кропотливого труда. Достижение богатого по оттенкам колорита остается нелегкой задачей и в наши дни.

Художники также учитывали интересы и небогатых жителей городов и сел. Поэтому ткани различны по рисунку и качеству. Рабочий люд покупал недорогие ситцы и сатины с мелкими букетиками цветов, иногда в полоску или клетку, грубые сукна для мужской одежды и пальто. Крестьянам нравилась хлопчато-бумажная материя с яркими восточными орнаментами – «огурцами», как называли их на Руси. Для более состоятельных горожан выпускались изысканные тончайшие шелка, изукрашенные цветами, медальонами, ажурными розетками. Роскошные тяжелые бархаты сверкали золотыми и серебряными нитями.

Разнообразие рисунков осуществлялось мастерами, прошедшими сложнейшую «науку» ремесла. Она начиналась с умения подмастерьев растирать краски, смешивать красители. В огромных чанах кипятили и окрашивали полотна. Лишь потом мальчик допускался к копированию рисунков опытных мастеров. Позже он получал право придумывать свои рисунки, но чаще работал по приказу владельца мастерской или по желанию богатого заказчика, и тогда главной задачей рисовальщика было угодить хозяину, четко выполнить его заказ. Иногда все же удавалось придумать неповторимый рисунок, где он мог дать волю фантазии. И тогда рождались прекрасные образцы русского прикладного искусства.