Как Вам новый дизайн сайта
Нитяные художества (или что такое изография)
Автор: Mask При использовании любой части материала и в любом объеме согласование с автором обязательно. Изография, изонить, нитяная графика, вышивка на картоне, хордовая вышивка... Что это — разные виды рукоделия или есть что-то общее между ними? Откуда и как произошли эти слова, а с ними и изумительные работы? Насколько стара или нова эта техника? Каковы ее основные приемы? В чем ее прелесть? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить в этой статье. Если обратится к известной интеренет-энциклопедии Викепедия, то мы сможем обнаружить следующее: нитяна́я гра́фика (варианты названия: изонить , изображение нитью , ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бмага. Неужели это все, что может рассказать Википедия? Увы — да, но мы нашли и другую дополнительную информацию. Изонить - это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Впервые ниточный дизайн появился в Англии в XVI веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Т.о. в мире рассматриваемая техника известна уже более 400 лет. И если следовать изначальным ее правилам, то процесс в современном варианте будет выглядеть следующим образом. Выбираем рисунок или создаем его сами (об этом мы поговорим отдельно) и наносим его на бумагу. Крепим бумагу на основу-дощечку с помощью гвоздиков, затем убираем бумагу и ориентируясь на рисунок начинаем работать нитями. Поочередно меняем цвета нити и постепенно заполняем все гвоздики. В итоге получаем изумительной красоты и воздушности узор.
Различные названия одной техники Так какое же название является правильным? Все. Объемная нитяная графика, часто также называемая String Art (по-французски: broderie sur papier), применяется в оформлении ресторанных, танцевальных и концертных залов или декораций в театре (вместо гвоздиков используются крючки или конструкции, а вместо нитей используются провода, канаты, ленты, полоски тканей). Многие из рисунков для лазерных шоу основаны на... шаблонах для нитяной графики! В этой технике возможно создавать и объемные фигуры, строить декорации. String art, Stick-Sticker, также известны, как изонить - Sticker хордовым стежком. В англоязычных странах также используется словосочетание «embroidery on paper» - вышивка на бумаге, реже Form-A-Lines - формы из линий. В немецкоязычных странах используется - термин «pickpoints» (точечный рисунок). Можно так же встретить таки е названия техники как Papier Prikken, Simegrafija, Sprekende Wenskaarten, Kerst borduren op kaarten. Практически все они переводяться в значении прокалывать (дырявить, раскалывать) основу. Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. Особенность в том, что гвоздики заменены на дырочки. В работе использовались перфорированные карты (готовые шаблоны) и прием заполнения угла, стежки «крест», «стебельчатый» (для вышивания кривых). Используя минимум средств, любой человек (а главное дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.
В Америке с ниточным дизайном знакомят учащихся в некоторых школах. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магазинах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа "сделай сам". В Швейцарии, например, можно купить изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях. Очень распространен описываемый способ оформления открыток в Нидерландах. Название изонить, характерно исключительно для России и означает способ рисования при помощи натянутых нитей. Достоинство изонити в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров. Техника изонити достаточно проста и ей обучают в детских кружках для развития разносторонних качеств у детей. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. Эта техника позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду.В технике нитяной графики можно изготовить не только декоративные панно, но и поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, украшать свою квартиру своими поделками. Изонитью также можно заниматься в домашних условиях. Ну а в виду своей малозатратности эту технику стали преподавать и в школах России, в детских оздоровительных лагерях, кружках и т.д. Для работы вам понадобяться лишь картон (фанера), нитки, игла, шило, ножницы, циркуль и линейка.
Основные приемы и техника
На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать любопытные композиции. Главное освоить приемы заполнения угла и окружности, которые составляют основу рассматриваемой техники.
Заполнение угла 1. Начертить угол нужного размера на изнаночной стороне. 2. Разделить стороны угла на равные части и пронумеровать их (вершина угла пропускается). Число точек деления на одной и другой стороне угла должно быть одинаково, а расстояние между точками деления на сторонах угла может быть и разная. 3. Проколоть намеченные точки иглой. 4. В точке 1 с изнанки закрепить нитку, затем сделать стежок 1 – 10, далее маленький стежок с изнанки 10 – 9, стежок по лицевой стороне 9 – 2, по изнанки 2 -3, по лицевой стороне 3 – 8 и т. д. 5. Если кончается нить, то на изнаночной стороне закрепить нитку и продолжить работу. 6. В каждой точке игла проходит один раз (но может проходить и дважды, см. диаграммы). 7.Чем меньше шаг разметки, тем плотнее и чаще заполняется угол, а чем больше шаг, тем прозрачнее заполнение угла. Ниже в таблице приведены примеры заполения углов. Верхний ряд - вид с лицевой сороны, нижний ряд - вид с изнаночной стороны. 1. Вычертить окружность нужного размера на изнаночной стороне. 2. Разделить окружность на равные части по всему периметру (можно разные). 3. Размеченные точки проколоть иглой, пронумеровать. 4. В точке 1 с изнанки закрепить нитку, по лицевой стороне сделать стежок 1 – 12, далее маленький стежок с изнанки 12 – 11, стежок по лицевой стороне 11 – 34, по изнанке 34 – 33, по лицевой стороне 33 -10 и т. д.(нить вести в одном направлении). 5. Если кончается нить, то на изнаночной стороне закрепить нитку и продолжить работу. 6. В каждой точке игла проходит два раза (получаются короткие стежки, лежащие на окружности). 7. Чем меньше шаг разметки, тем гуще будет заполнен диск, а чем больше шаг, тем прозрачнее будет заполнение диска. 1. Окружность, разделенная на 5 частей. Каждую часть заполняют, начиная от центра ( А ). Хорда, от которой зависит внутренний, незаполненный круг, определяет в данном случае величину лепестка. Чем она больше, тем короче и уже лепесток, чем дальше от середины дуги, тем он шире и больше. 2. Окружность, разделенная на 6 частей. Хорду проводят от центра окружности к середине дуги. Заполнять начинают также от центра ( Б ). 3. Окружность, разделенная на 7 частей. Заполняют только две стороны каждой части, а дугу оставляют незаполненной ( В ). 4. Окружность, разделенная на 8 частей. Заполняют только дугу и одну из сторон части ( Г ). Таким образом, понятно, что за счет увеличения (уменьшения) количества частей в окружности, расстояния между отрезками и самих отрезков можно выполнять поистине фантастические узоры (Е, Ж, З).
Овал делается так же, как и окружность. Дуги и спирали рисуем на изнаночной стороне от руки, деления наносим также от руки, стараясь, чтобы расстояния между делениями были одинаковы. Принцип вышивания такой же. При этом важно запомнить число отверстий. Можно сначала выполнить вышивку с одного конца с одним числом отверстий, затем с другого конца с другим числом отверстий. Последнюю нить среди пересекающихся нитей найти легко – она всегда самая верхняя. Поднимите нить на кончике иглы и просчитайте отверстия, которые она соединяет. Это подскажет вам, откуда надо продолжить работу. Дугу можно заполнить и угловыми стежками (зиг-загом). Комбинирование основных приемов После освоения основных приемов их можно пробовать комбинировать различными способами. Для составления узоров используются различные геометрические фигуры, фигуры зверей, птиц, рыб, людей, растительные орнаменты. Надо только разбить рисунок на уже знакомые нам элементы. Для ниточного дизайна могут использоваться обычные швейные, шерстяные нитки, ирис или мулине. Красиво смотрятся работы выполненные тонкими шелковыми нитками. Очень элегантно и роскошно смотрятся работы выполненые металликом или на бумаге с металлическим эффектом. Интересные эффекты можно получить при применении ниток-мультиколор (секционное крашение). Каждый раз работы выполненные по одному шаблону, но с применением различных материалов смотреться будут совершенно по-иному. Интересными будут работы выполненные на старых СД или ДВД дисках. В качестве основы можно так же брать тонкую фанеру, предварительно окрасив ее нужной краской. Т.о. можно получить дополнительные эффекты. Фоном может быть и специально нарисованный рисунок. Современные расходные материалы позволяют получать очень эффектные изделия.
Итак, ниточный дизайн (нитяная графика) - это искусство конструирования и изготовления изделий самого различного жанра с помощью цветных ниток, натянутых в определенном порядке на твердом фоне; это новый способ отражения действительности без художественных умений, помогающий создавать орнаменты и фигуры, в том числе и объемные; это новый способ творческого самовыражения для людей, не имеющих художественных способностей. Ну а если вы в этом еще сомневаетесь или считаете это занятие достойным только детского внимания, то предлагаю вам познакомится с работами совершенно удивительного художника, мастера и автора техники хордовой вышивки в России - Людмилы Сашко. Именно ее работы вдохновили меня на исследования в данной области.
Удачи вам в самовыражении и освоении новой техники! Статью можно обсудить в теме "Изонить" |