Музыкальные Сюрпризы
Опубликовано elka, 1.6.2009, 21:18 in музыка
Таково название концертной программы Милуокского Симфонического оркестра, на которую мы ходили в субботу.
В программе:
Мессиан (Oliver Messiaen), Les ofandes oublie'es (Забытые дары)
Сен-Санс, Концерт №5 фа-мажор для фортепиано с оркестром
Чайковский, Симфония №4, фа-минор
Когда в прошлый раз мы ходили на концерт, то совершенно случайно на верхнем этаже застали конец какой-то лекции, явно на тему предстоящего концерта. В тот раз мы не смогли найти по этому поводу никакой информации, но пожалели, что подошли только к самому концу - ведь даже по нему понятно было, что разговор шел интересный. Хотя мы не поняли, разовое сие было явление, или регулярное - решили понадеяться на то, что регулярное, и в этот раз на концерт пришли пораньше. И действительно, оказалось что за час до начала концерта традиционно проводится "разговор на тему о". В субботу его вел концертмейстер местного хора - Ли Эриксон, и вел ОЧЕНЬ хорошо. Большую часть времени он провел на личности и творчестве Оливье Мессиана (кажется так по-русски принято произносить? По-английски звучит более как Мессайэн). Было видно, что человек влюблен в его творчество и очень старается донести до нас, непросвещенной публики, свое отношение. Рассказывал очень интересно, иллюстрировал тут же, как мог, наигрывая фрагменты на рояле. В короткое отведенное ему время попытался рассказать нам и о музыкальной теории и новом музыкальном языке, изобретенном Мессианом, и о его отношении к цвету и симметрии, к ритмам и гармонии. О его глубокой католической вере. О разносторонних интересах, о птичьих голосах, о индийских ритмах. Рассказ заинтересовал меня так, что я после концерта битых два часа рылась по словарям и энциклопедиям, пытаясь понять - что же собственно мне говорили потому что моего знания английского языка явно не хватало на то, чтобы понимать музыкальную теорию, даже в самом упрощенном виде. Грех сказать - я ведь даже не знала, как будет "кварта" по-английски.
Собственно музыка Мессиана оказалась сложной для моего понимания. Эта зарисовка "забытые дары" состоит из трех частей. Первая называется "Крест". После прослушивания мне, вслед за нашим рассказчиком, хотелось спросить "что я только что слышала? Это длилось три минуты, или десять?". И впрямь, по времени и ощущению времени как будто бы резинкой прошлись, Вторая часть называется "Грех" и для меня прозвучала какофонией звука. Третья часть называется "Евхаристия". И все же это, наверное, первый случай в моей жизни, когда мне интересно и увлеченно попытались объяснить музыку, которую я не понимаю. Причем настолько увлеченно что захотелось самой прислушаться к этой музыке и, может быть, разобраться в ней. Что и будем делать.
Забытые Дары
Кстати, наш замечательный рассказчик, будучи сам органистом и хормейстером, всячески восхвалял органную и хоровую музыку Мессиана. Сказал, что на фортепиано она плохо переносится, но очень рекомендовал слушать, особенно одну композицию (и я конечно же не смогла понять, как эта композиция называется, а по косвенным признакам индетефицировать ее не могу). В общем, я послушалась совета и очень рада. Вот тут две композиции из оперы Святой Франсиск Ассизский.
1.
2.
Вторым номером программы был концерт Сен-Санса. Будучи десяти лет от роду Сен-Санс дебютировал в качестве концертного пианиста. В тот день он сыграл третий фортепианный концерт Бетховена и пятнадцатый концерт Моцарта (если я правильно запомнила номера), к которому он еще и исполнил собственно-сочиненную каденцию. Чтобы окончательно добить публику, он далее предложил любому желающему из зала сообщить ему номер той сонаты Бетховена, которую хотелось бы услышать, и он исполнит эту сонату по памяти. Пятьдесят лет спустя Сен-Санс написал свой пятый фортепианный концерт - Египетский. В честь юбилея своего дебюта он сам исполнил партию фортепиано. Эх, повезло же слушателям!
Впрочем, пианист, исполнявший эту партию в субботу, меня более чем поразил. Мы сидели очень близко от сцены, и даже слепенькая я могла видеть руки музыканта. Ух Я думала, так быстро пальцы двигаться просто не могут. Да и вообще играл человек с душой
Пианиста звали Jean-Ives Thibaudet. Многие из нас здесь любительницы Джейн Остен и не пропускают экранизаций ее романов. Так вот, именно этого пианиста мы слышали за кадром Гордости и Предубеждения (2005) с Кирой Найтли. Он был очень экспрессивен и ему мал был его пиджак
Аудитория заставила его бегать кланяться шесть раз, за что аудитории дали еще сверх программы ноктюрн Шопена. По-моему, аудитория была очень довольна.
ЗЫ: если интересно, то вот тут, на сайте моего хорошего знакомого (композитора
Сообщение отредактировал Sergevna - 3.6.2009, 8:54